На рубеже 70-х и 80-х в мировом рок-сообществе появились две не совсем радостные новости: Оззи Осборн изгнан из рядов BLACK SABBATH и Ронни Джеймс Дио покинул RAINBOW. У многих сразу же возникли два вопроса: смогут ли SABBATH выжить и подняться на ноги после такой потери (как ни крути, а вокал в группе всегда ассоциировался только со своеобразным, порой глумливым, порой противным, иногда проникновенным голосом Оззи)? и куда двинется дальше Дио, уже получивший мировое признание? Для многих оказалось шоком, когда на оба эти вопроса появился один общий ответ.
Как бы то ни было, Ронни получил предложение от Тони Айомми присоединиться к группе, и предложение это он принял. Вокалист решил (и решил совершенно справедливо), что мрачная музыка SABBATH как нельзя лучше подходит для его лирики, пронизанной таинственностью и волшебством. Я не помню подробностей их соединения (кому нужно, может найти такую информацию – ее предостаточно), но факт остается фактом – с 1979 года место у микрофонной стойки BLACK SABBATH занял «маленький эльф из RAINBOW».
Уже на первых же сессиях между членами нового коллектива проскользнула какая-то искра, произошла какая-то химическая реакция, и ребята с ходу сочинили и записали свой первый совместный трек "Children Of The Sea”. Уже здесь проявилась одна характерная особенность, отличавшая песню от всех предыдущих вокальных партий Ронни. Если в рядах RAINBOW все было достаточно четко разграничено: нежная почти акустическая баллада – и Ронни поет ее задушевным чистым высокмим голосом, мощнывй рок-боевик – и голос Дио становится ниже, он орет и почти срывается на крик. Здесь же, как и на многих других песнях BLACK SABBATH, голос Дио очень изменчив в рамках одного произведения. Спокойный мелодичный куплет Ронни исполняет так же нежно и проникновенно, а когда куплет сменяется взрывным припевом или бриджем, с грязным рокотом гитары и баса, голос вокалиста грубеет, становится мощнее, чтобы затем вновь взмыть к небесам при последующей смене ритма. Такого я ранее за Ронни не замечал, а если это и присутствовало, то было не настолько ярко выражено.
Но открывающим номером альбома стала не эта песня. Открывает "Heaven And Hell” взрывающаяся, несущаяся, как ураган "Neon Knights” с хлесткой, агрессивной гитарой Айомми, и просто брызжущим слюной Дио, выкрикивающим отрывистый текст. Скоростные риффы и не менее быстрые пробежки и колючие соло будто гонят песню вперед и вперед, быстрее и быстрее. Этот номер показал всем, что время вязких тягучих блюзов и бормочущего и порой похрипывающего Оззи (не хочу тем самым оскорбить его – такова была концепция группы) прошло, на дворе уже 80-е годы, эра металла, и пора и BLACK SABBATH громогласно позвякать своим оружием.
Порой сталкиваешься с мнением, что песни SABBATH эпохи Дио – это результат сотрудничества Айомми и вокалиста. Но, на деле это не так. При почти полном отсутствии клавишных ритм-секция так же выполняла очень важную и отнюдь не второстепенную роль. К примеру, в "Lady Evil” тон и настроение всему номеру задает упругая и пуцльсирующая бас-гитара Джизера Батлера, пронизывющая всю песню. И вокруг нее уже оплетается жесткая гитара Айомми и старстный и в чем-то ехидный голос Дио.
Не менее примечательным в этом отношении стал и заглавный номер альбома. Пульсирующий бас Джизера в сопровождении барабанов Билла Уорда создают идеальную ритмическую подкладку под голос Дио. Но в этом номере хватает всего. Если "Neon Knights” стала своеобразной декларацией задумок обновленного коллектива, то полностью его мощь и потенциал раскрылись именно в этой композиции. Все слилось воедино, все сложилось в единственно возможной правильной последовательности, и в результате – шедевр. Тут и шикарнейший рифф, один из лучших металл-риффов всех времен, и пронзительные соло, и великолепная мелодия, и неподражаемый в своей страстности и в переменах диапазонов голос Дио, то проникновенный и лиричный, то дерзкий и издевающийся. Браво!
Еще одной вершиной альбома (а на деле их 8 – по количеству песен) могу назвать то ли эпик, то ли балладу, то ли боевик (пусть специалисты занимаются навешиванием ярлыков) "Die Young”, с ее неожиданными переменами ритма, позволяющими и Айомми, и Батлеру, и больше всего – Дио, продемонстрировать весь диапазон своих возможностей. Потрясающе, как это удается Ронни – переходить, да нет – перескакивать с несущегося на полной скорости текста, к нежным трепетным, поражающим своей чистотой и напевностью строкам "die you-u-ng…”. Музыка готова снести тебе крышу, и вдруг, в тот же миг мощный удар сменяется остым и пронизывающим уколом прямо в сердце. Шикарно…. И неповторимо.
И в заключение альбома – великолепная баллада "Lonely Is The Word”. И опять Айомми то яростно дерет струны своего Gibson-а, то нежно и деликатно перебирает их, закручивая страстное и проникновенное соло, ритм-секция не дает упасть уровню накала, а голос Дио, как всегда поражает как своей мощью, так и страстностью и проникновенностью. Великолепная, жирная точка в финале дебютного альбома обновленной групы, да нет, не точка – а яркая ослепительная вспышка!!!
Должен еще добавить, что альбом – необычайно цельный, монолитный, его не возможно разделить на части, и слушать его надо целиком – от первых взрывных аккордов "Neon Knight” до последних звуков "Lonely Is The World”.
2 Children of the Sea 05:30
3 Lady Evil 04:22
4 Heaven and Hell 06:56
5 Wishing Well 04:02
6 Die Young 04:41
7 Walk Away 04:21
8 Lonely Is the Word 05:49
Total playing time: 39:30