Итак, 1983 год. Ронни Джеймс Дио распрощался с BLACK SABBATH и остался один. Но может ли человек с таким голосом, с таким талантом остаться один? К тому времени Ронни уже приобрел популярность, славу и, вместо того, чтобы попытаться пристроиться вокалистом в какую-нибудь команду, он решил собрать свою собственную группу, где он сам мог бы решать, в каком направлении двигаться, какую музыку исполнять.
Сказано – сделано. Себе на помощь Ронни призвал старых знакомых, людей, с которыми он уже успел поиграть, в которых был полностью уверен. Место за ударными занял изгнанный вместе с ним из рядов BLACK SABBATH Винни Эппис. Басистом стал бывший коллега по RAINBOW Джимми Бэйн. Поскольку клавишным в звуковой палитре будущего коллектива отводилось не так уж много места, Дио не стал ломать себе голову в поисках клавишника, и партии этих инструментов на вышедшем вскоре альбоме исполнил сам, благо талант и способности позволяли. Оставалось дело за главным. Ибо, какая песня без баяна, так же и какая рок-группа без гитары. В поисках гитариста Ронни не стал присматриваться к маститым мастерам шести струн, так как уже вдоволь наигрался в игры со своенравными Блэкмором и Айомми, и уже четко понимал, что, чем больше в группе звезд, тем больше проблем. Так что гитаристом в создаваемой команде стал бывший гитарист не самой известной группы в мире SWEET SAVAGE Вивиан Кэмпбелл (кстати, впоследствии ярко сверкавший в DEF LEPPARD).
Ну вот, состав группы укомплектован, так что можно было приступать к записи альбома. Команду, кстати, нарекли, долго не задумываясь, и довольно скромно – DIO. При создании музыки для альбома Ронни использовал, все то, чему он успел научиться, работая в RAINBOW и BLACK SABBATH, все лучшее, что было в музыке этих групп. И потому альбом просто не мог выйти плохим (давайте не будем забывать при этом еще и недюжинный композиторский талант самого Дио). В музыке группы слышны и яростные ревущие гитарные аккорды, и острые, колкие соло, и навязчивые пульсирующие ритмы, задаваемые мощной ритм-секцией, и, конечно же – яркие мелодии. Плюс – незабываемый, то проникновенный, то страстный, то рычащий и зловещий голос самого Ронни. В компановке альбома Ронни опять прибег к формуле, которая принесла блестящие плоды на альбомах BLACK SABBATH: взрывное скоростное начало, сразу засасывающее слушателей в атмосферу диска, а затем – в различных пропорциях среднетемповые номера вперемешку с быстрыми песнями, при этом обязательно должно присутствовать одно произведение развернутого почти эпического плана, и ближе к концу – нежная лиричная баллада. Все эти компоненты присутствуют на альбоме вновь созданного коллектива. Единственное, чего Дио не удалось восполнить по сравнению с дисками RAINBOW и BLACK SABBATH, так это мастеров-гитаристов Блэкмора и Айомми, а так же их же в роли соавторов. В результате авторами музыки всех песен выступили все музыканты группы, причем два великолепнейших номера Ронни сочинил в одиночку. А вот по части гитарных партий, да, альбом несколько уступает вышеназванным работам. Каким бы ярким и талантливым не оказался новичок Кэмпбелл, яркости и мощи в его игре явно недоставало. Поэтому гитарные партии хоть и оказались великолепными и как нельзя лучше соответствовали общему настрою альбома, но были несколько более легкими, местами не такими жесткими, местами не такими напористыми, кое-где хотелось бы услышать что-то более лиричное, более трогающее струны души. Однако, принимая во внимание, что это был дебютный альбом доселе никому не известной команды (правда, укомплектованной достаточно известными музыкантами), лучшего и желать просто невозможно. В целом альбом по своей яркости, мелодичности, на мой взгляд, стоит в одном ряду с "Heaven And Hell”, а это очень высокая оценка – не даром же ряд песен с него постоянно присутствовал в концертных выступлениях группы на протяжении более, чем 20 лет.
И еще один момент хочется отметить, говоря об альбоме в целом. С первого же прослушивания бросается в глаза (точнее – в уши) невероятная позитивность музыки, чувствуется, что основное действующее лицо – Ронни Джеймс Дио – буквально купается в радости и удовольствии от того, что это его собственное детище, и что он наконец-то сам выбирает траекторию своего движения.
На альбоме 9 композиций, и четыре из них я иначе, как шедеврами назвать не могу. Остальные же номера не намного уступают им, но они так удачно расположены в общей палитре альбома, что этого отличия практически не замечаешь. Короче, диск, наполненный великолепной музыкой, удачно скомпанованной и великолепно исполненной отличными музыкантами.
Открывает его скоростная "Stand Up And Shout”, так и хочется под нее вскочить на ноги и кричать. Жесткий въедливый вступительный рифф, скоростные барабанные дроби, и вот уже яростно и неистово врывается в ваши уши голос Дио. Достойная продолжательница "Kill The King” и "Neon Knight”. Не успеваешь вслушаться в слова и насладиться энергетикой голоса певца, а взамен ему Вивиан Кэмпбелл уже во всю поливает вас острыми звуками своего ускоренного гитарного соло. И так на протяжении всей песни. Заряд бодрости и энергии обеспечен до конца альбома, и намного дальше.
И вслед за этим великолепием – успокаивающее завывание ветра, и какие-то спокойны скрипящие и гудящие клавишные. Это начинается заглавный номер альбома, но спокойствие это только кажущееся. Буквально в следующую минуту на слушателей обрушивается ритмичный гитарный рифф, словно тяжелый нервный пульс впечатывающийся в мозг слушателей, и не отпускающий до самого конца композиции. А вторящий ему глубокий гипнотичный вокал Дио только усиливает это ощущение .Яростные, разносящие мозги звуки ударных и пульсирующий ритм баса, накачивающего тревожную и взвинченную атмосферу, все это вперемешку с острыми гитарными пробежками – такие элементы добивают слушателей окончательно. Композиционно номер чем-то напоминает "Heaven And Hell”, но ни о каком плагиате здесь не идет и речи, просто это одинаковые по силе своего эмоционального воздействия номера.
Очередной шедевр альбома начинается с нежного перебора струн акустики, и таким же нежным высоким голосом Ронни начинает выводить текст, призывая слушателей никогда не общаться с незнакомцами. "Don’t Talk To Stranger”. Ах, с такой нежностью до вас не доходит! Так вот вам, получите – не проходит и минуты, и ритм ускоряется, гитара рокочет, струны трепещут под пальцами Кэмпбелла, а голос Ронни уже хрипит и чуть ли не рычит, доказывая правоту своего утверждения. И острое скользкое соло поддерживает его. Со всего размаху нанеся удар по мозгам и ушам слушателей, музыканты, казалось, успокаиваются, но на словах "don’t bring me down…” Ронни опять срывается на крик, чтобы на жесткой скоростной ноте завершить этот шикарный номер. Баллада? Вроде, да. Скоростной номер? И это утверждение недалеко от истины. Так что трудно, ох как трудно, разделить песни с этого, да и со многих других альбомов группы, даже по скоростному признаку. Просто великолепная песня! Вот это будет правильно.
Ближе к концу альбома мы слышим навязчивый, очень прилипчивый, звонкий синтезаторный рифф. Уже он один должен бы обеспечить этому номеру "Rainbow In The Dark” высшую оценку. А тут еще и ревущая гитара, страстный и проникновенный вокал певца, завораживающая очаровательная мелодия. Тяжелый и очень уместный звук ударных в припеве, скользкие скоростные сольные выходы Кэмпбелла – вот сколько всего наворочено в этой не самой длинной (всего 4.14) композиции. Браво – Дио, а правильнее: браво, DIO, ибо от души постаралась тут вся группа.
Из остальных песен не могу не отметить такой же жесткий и въедливый, как в заглавной композиции гитарный рифф в "Straight To The Heart” и язвительно-глумливый голос Дио в этом номере, и достаточно интересную балладу "Invisible” с несколько дрожащим звучанием гитары во вступлении. Только вот голос Ронни здесь не достигает той невероятной трогательности и проникновенности, как на его лучших балладах. Да и достаточно скоростные фрагменты с порыкиванием слова, ставшего заглавием песни, как-то заставляют призадуматься, баллада ли это? Да не так уж это важно. Песня и без того очень и очень хороша.
2. Holy Diver 05:52
3. Gypsy 03:38
4. Caught In The Middle 04:18
5. Don't Talk To Strangers 04:53
6. Straight Through The Heart 04:34
7. Invisible 05:26
8. Rainbow In The Dark 04:14
9. Shame On The Night 05:19