Последняя студийная работа Ронни
"Metal Will Never Die"
И кое-что еще…
Вот и завершил я работу над обзорами альбомов, в записи которых принимал участие Ронни Джеймс Дио с 1975 по 2010 год. Кто-то может не согласиться с теми оценками, которые я дал тому или иному альбому, той или иной песне, отдельным музыкальным фрагментам. У кого-то могут быть другие фавориты среди песен и альбомов. Но я вовсе не претендую на то, что все высказанное мною является истиной в последней инстанции, это мое чисто субъективное мнение. Да и, наверно, так и должно быть. Ведь сколько людей, столько и мнений, да и такую разностороннюю и такую талантливую личность, как Ронни Дио, невозможно иначе оценивать - каждый рассматривает его со своей точки зрения. Кто-то может упрекнуть меня в том, что в обзор не попали записи Ронни с группой ELF и его доэльфовские работы. Но я не достаточно хорошо знаком с ними, а писать о том, в чем не очень разбираешься, счел нецелесообразным. Так же, кто-то может посетовать на то, что помимо своей основной работы Ронни принимал участие в записи достаточно большого количества трибьют-альбомов различным исполнителям и в других проектах, где исполнил по одной-две песни, и они так же не попали в обзор. Но ведь невозможно объять необъятное, да и не все эти записи я слышал, так что – см. предыдущий абзац. Но, тем не менее, мне хотелось бы все-таки остановиться еще на нескольких записях, где вокальные партии исполняет Ронни. Это не целые альбомы с его участием, а всего лишь песни. Почему я выбрал для своего обзора именно эти записи? Во-первых, потому, что, как мне кажется, эти песни достаточно значимы в карьере Ронни Дио, ну а, во-вторых, просто потому, что они мне самому наиболее интересны. Итак…
Butterfly Ball
Roger Glover & Guests – 1974
Butterfly Ball And Grasshopper’s Feast
Sitting In A Dream Love Is All Покинув ряды DEEP PURPLE в 1973 году, басист Роджер Гловер некоторое время приходил в себя от того потрясения, которым оказалось для него увольнение из родного коллектива, затем занялся продюссированием, и в 1974 году получил предложение сочинить музыку для сказочного мюзикла "Butterfly Ball…”. Это предложение его заинтересовало и, сочинив материал и собрав приличное количество именитых друзей (в числе которых оказался и Ронни Джейм Дио) в том же году он выпустил одноименный альбом, ставший его первой сольной пластинкой. Записанный на альбоме материал оказался достаточно интересным, но он был очень далек от рок-музыки, и альбом не получил тогда заслуженной оценки. Настоящими жемчужинами на этом диске оказались две песни, исполненные Ронни, "Sitting In A Dream” и "Love Is All”. Видимо Роджер так же разделял это мое мнение, так как впоследствии неоднократно говорил в своих интервью, что очень виноват перед Ронни в том, что отдельно не упомянул его на обложке альбома – настолько значимо оказалось участие Дио в этом проекте. "Sitting In A Dream” – невероятно красивая баллада, не рок-баллада (поскольку слово рок, применительно ко всему этому диску, как-то неуместно), а именно великолепная песня в балладном ключе. В ней, пожалуй, наиболее полно раскрылся талант Ронни, как певца, а не как вокалиста. Весь номер так и пронизан нежностью и теплом, а голос Ронни невероятно трогательный, он буквально пронзает сердце и вызывает слезы в глазах. Гитара, фортепьяно и струнные только усливают то впечатление, которое производит песня, но главным ее сокровищем, конечно же, является золотой голос Ронни. "Love Is All” – это наполненный только позитивными эмоциями гимн любви. Хотя в записи его принимали участие почти все вокалисты проекта, но ведущая роль и здесь принадлежит Дио. Его голос здесь раскрывется совершенно с другой стороны. Он наполнен радостью и страстью, уверенностью в своих силах и в силах любви, и сам Ронни выступает тут как бы в роли глашатая этого чувства. Так же очень сильная песня (заметьте, опять же песня, а не композиция), на которую неоднократно делались каверы, причем даже у нас в стране – ее исполнял ВИА «Веселые ребята» на пластинке «Музыкальный глобус» в 1980 году. Еще хочется отметить, что "Love Is All” по своему характеру, мелодике и по структуре очень напоминает битловскую "All You Need Is Love”, а таким сравнением, по-моему, мог бы гордиться любой музыкант. Еще одним доказательством того, что и сам Роджер Гловер очень высоко ценил именно эти песни и участие Ронни в их исполнении, служит тот факт, что в ходе "Concerto”-тура DEEP PURPLE в 1999 – 2000 годах, когда каждый из участников квинтета представлял по парочке номеров со своих сольных альбомов, Гловер выбрал именно эти две песни и пригласил Ронни принять участие в их исполнении и в этом турне. Stars
HEAR’N AID – 1986
В 1985 году, по предложению своих коллег Вивиана Кэмпбеллэ и Джимми Бэйна, Ронни Дио совместно с ними решил организовать благотворительный рок-проект для сбора денег в помощь голодающим из африканских стран. Троица сочинла песню "Stars”, а для ее записи было приглашено около 40 знаменитых музыкантов, среди которых были участники Judas PRIEST, IRON MAIDEN, QUIET RIOT, Ингви Мальмстин. Одних основных вокалистов было 8 человек, а гитаристов – 14! Музыканты собрались в студии 20 мая 1985 года и за два дня записали этот величественный и просто убойный рок-гимн. Остальные номера, попавшие на изданный в следующем году диск, составляли песни в исполнении различных участников этого проекта. А сама песня "Stars” так же была выпущена в виде сингла.
Нежный перебор гитары Кэмпбелла предваряет пару слов, пропетых Ронни в балладном ключе, а затем вступает ритм-секция, жесткая рок-гитара, и вот уже тяжелой размеренной поступью вступает настоящий хэви-гимн. В куплете вокалисты сменяют друг друга, и это занятие для настоящих знатоков – определить, кто какую строчку поет (благо в виде подсказки существует клип на эту песню), а в припеве многоголосый хор дружно вытягивает одну строчку "We Sta-a-ars”. А затем начинается поливалово гитаристов, где каждый блещет своими талантами, и каждый исполняет мини-соло в своем собственном стиле. Очень достойное произведение само по себе, с красивой мелодией и въедливыми тяжелыми гитарными рок-ходами, не говоря уже о том, что вырученные от его продажи деньги принесли немалую помощь нуждающимся африканским странам. В музыкальном же плане песня вполне могла бы оказаться на одном из первых дисков группы DIO и, несомненно, украсила бы его. Ну а как же может быть иначе, ведь в ее авторах значатся Bain / Campbell / Dio.
Electra
DIO – 2009
В 2009 году, еще при жизни Ронни Дио, был выпущен достаточно обыденный бокс-сет "DIO Tournado”, в состав которого вошли альбомы "Killing The Dragon”, "Evil Or Divine”, DVD с интервью и фотографиями, и интересующий нас более всего сингл "Electra”.
Дело в том, что занявшись проектом HEAVEN & HELL, Ронни вовсе не собирался завершать свою работу с группой DIO. Более того, пока наметился некоторый перерыв в гастрольном графике HEAVEN & HELL, Дио собирался отправиться на гастроли со своей группой, а затем в студии записать продолжение "Magica”. К сожалению, трагические события 16 мая 2010 года разрушили все эти планы, и от проекта "Magica II” нам остался лишь один этот сингл. Песня звучит, как достойное продолжение "Magica”, но с некоторой оглядкой на работы HEAVEN & HELL. Она тяжелее вышеупомянутого альбома, и хотя заунывное здесь звучание гитары Дага Олдрича вовсе не напоминает мощные скрежещущие риффы Тони Айомми, по своему прессующему саунду она вполне могла бы оказаться среди работ HEAVEN & HELL. Зато голос Ронни здесь очень проникновенный, это голос очень эмоционального рассказчика, со страстью и переживаниями рассказывающего слушателям продолжение истории, начатой еще в 2000 году. Как бы вы не относились к этой записи (а на мой взгляд, она заслуживает лишь похвал, как в музыкальном, композиционном, так и в вокальном плане), знать и слышать ее должен каждый поклонник таланта Ронни Дио, хотя бы из уважения к его светлой памяти – ведь это САМАЯ последняя изданная студийная запись группы DIO.
Bitten By The Beast
David Rock Feinstein – 2010
Metal Will Never Die
Как много планов было у Ронни Дио, когда наступил этот роковой для него 2010 год! Помимо работы с группой DIO, Ронни собирался еще и реанимировать свой первый состав – ELF. Правда, уже на начальной стадии стало понятно, что эта мечта несбыточная, но кое-что в этом плане все же было сделано. Ронни принял участие в записи сольного альбома своего двоюродного брата Дэвида Файнштейна, а, по совместительству, и первого гитариста ELF. Дио записал для кузена вокал на одной из песен альбома, с пороческим названием «Металл никогда не умрет» и, к несчастью, эта песня оказалась самой последней студийной записью с вокалом Ронни Джеймса Дио. Тяжелые жесткие барабаны и въедливый вступительный рифф очень напоминают BLACK SABBATH с Дио на вокале. Но это лишь поначалу. Звучание песни ужесточается, становится грубее, и Ронни хрипло верещит, рассказывая о бессмертии металла. Песня достаточно нехарактерна для Дио, но он и ее делает своей собственной, еще раз демонстрируя, что для него, для его голоса, нет ничего неподвластного. В целом же, если бы не голос Ронни, я бы вполне мог подумать, что передо мной – творение AC/DC. Если бы не голос, да еще не соло Дэвида в середине песни, звучащее, как Тони Айомми. А так – достаточно интересный номер, тяжелый и мелодичный одновременно, и ничего подобного в исполнении Ронни я вроде бы не припоминаю. Так что и этим своим последним и посмертным творением Ронни опять сумел удивить своих поклонников. А сколько еще не успел…
Боже, храни тебя Ронни! Автор обзора: А.Кириллов
Редактор: Г.Колесников
|