Ronnie James Dio Simon Wright Scott Warren Craig Goldy Rudy Sarzo 
    Menu Ronnie Dio



Обзор студийных и концертных альбомов Ronnie James Dio!
 
Inferno: Last In Live (Live)
Dio 1998
 

Как и положено, после выхода очередного альбома, DIO отправились в промо-тур. Правда, в начале его прозвучал некий тревожный звоночек с небес – у Ронни поднялась кислотность, что очень раздражало голосовые связки, и вокалист буквально не мог петь. В результате, некоторые концерты начальной части турне пришлось отменить, но далее все пошло, как по маслу. По материалам этого тура в 1998 году и был выпущен этот двойной альбом, номера для которого были записаны в Чикаго, Нью-Йорке, немецком Бремене и японском Токио. К моменту начала турне Джефф Пилсон вернулся в DOKKEN, и его место занял некто Ларри Деннисон.

Альбом демонстрирует группу Dio в концертной форме, близкой к идеальной для этого состава, а так же полностью раскрывает сет-лист, исполняемый на этих шоу. Как и положено, раз тур проходил в поддержку альбома "Angry Machines”, то с него и исполнялось несколько песен. Но, судя по тому, что песен этих только две, становится понятно, что и сами музыканты не выставляют этому диску высокую оценку. Да и с предыдущего альбома звучит всего одна песня. Материал из всех альбомов средней эпохи группы DIO оказался вовсе опущен, зато ярким цветом расцвел дебютный альбом коллектива – с него музыканты исполняют аж 5 композиций + еще две со второго диска. Не оказались забыты и предыдущие группы Ронни. На концертнике представлены два нетленных хита из материала BLACK SABBATH, два номера RAINBOW + одна песня DEEP PURPLE, которую так же можно считать выходцем из «радужной» эпохи, так как она постоянно исполнялась Дио на концертах RAINBOW – "Mistreated”. Таким образом, сразу становится понятно, ЧТО из творчества Дио наиболее любимо и им самим, и музыкантами его коллектива, да и поклонниками тоже. И такой выбор концертного материала еще раз демонстрирует тот факт, что Ронни вполне уже определился на тот момент с направлением, в котором группе следует двигаться дальше, а именно – перестать заигрывать с модными веяниями и вернуться к своим корням. 

В начале предыдущего абзаца я написал, что форма, в которой пребывает коллектив на этой записи, почти идеальна, и уточнил, что именно для этого состава. Поясню – я имел в виду тот факт, что гитара на тот момент находилась в руках Трейси Джи… И должен прибавить тут – к сожалению. Потому что, гитарные партии этого музыканта не совсем подходят для классического материала DIO, и только пребывающий в великолепной форме голос Ронни и то, что песни эти – настоящие шедевры, как-то сглаживает впечатление от гитарной работы Трейси.

Материал с "Strange Highways” и с "Angry Machines” прозвучал на этом концертнике достаточно сносно, так ведь он и был записан почти в этом же составе. Открывающая концерт "Jesus, Mary & Holy Ghost” вся нанизана на жеский гитарный рифф, и сама по себе является неплохой открывашкой и как бы настраивает слушателей на то, что сейчас прозвучит материал примерно в таком же ключе. И потому следующая за ней "Straight Through The Heart” с такой же жесткой и порой взвизгивающей гитарой слушается, как выходец из этой же эпохи. И только вокализы Дио сразу же отчетливо дают понять своей напевностью, что песня эта – родом из начала 80-х.

"Double Monday” с ее достаточно крученой партией гитары и четким разделением на скоростные ритмичные и медленные части и на альбоме неплохо смотрелась. А здесь, на концертнике, именно благодаря энергетике концертного выступления, она вышла еще краше. Однако, на фоне остальных намеров альбома – просто неплохое исполнение изначально неплохого номера.

Еще одна (и последняя) новинка на этом концертнике "Hunter Of The Heart” начинается с рокочущего басового интро, но оно явно короче, чем на студийной записи (к сожалению), а далее в наши уши врывается достаточно глумливый голос Ронни, подгоняемый скребущей и ревущей гитарой Трейси, и очеь четкими ритмичными ударами Винни Эпписа. Быть может потому, что следует она за скоростной классикой группы образцы 1983 года, и потому, что и сама по себе она достаточно близка к ранним работам коллектива, здесь она звучит, как достойное продолжение предыдущего номера, ни сколько не сбавляя ни темпа, ни накала концерта. А достаточно скоростные гитарные трели Трейси Джи и его постоянно ускоряющиеся бешеные аккорды в финале номера, только приукрасили его.

 Описывать номера с первого и второго альбома группы, вошедшие в этот концертник, достаточно неблагодарное дело. Ибо они шедевры сами по себе, и никакая супер-металлическая гитара не может испортить ни эти великолепные мелодии, ни тот накал страстей, которые так и брызжут из луженой глотки Ронни Джеймса Дио. Как я уже и писал, "Straight Through The Heart” слушается, как продолжение "Jesus, Mary & Holy Ghost”, тем самым демонстрируя универсальность большинства старых классических номеров – они вне стилей и направлений, так же, как и вне времени. Стоит чуток изменить аранжировку, и вот уже песня кажется рожденной в 90-е годы.

Зато следующие за ней "Dont Talk To Stranger” и "Holy Diver” мгновенно возвращают вас в 1983 год, и сразу же забывается не совсем уместное здесь звучание гитары, особенно если учесть, что в самом начале первого из этих номеров верховодит в нем один лишь божественный (в данном случае, именно так) голос Ронни, очень страстный и эмоциональный. А когда вступает резкая гитара, то и она звучит, как бы подстраиваясь под голос певца, а продолжительные растянутые ее стоны так же неплохо поддерживают общую атмосферу песни.

"Holy Diver” начинется под раскаты грома, сопровождающиеся размазанными звуками синтезатора, а когда начинает звучать вступительный рифф, то пропадает всякое желание выяснять, жесткий он или резкий, просто это великий рифф и, повторюсь, испортить его не способен никто, особенно, когда поддерживает его глубокий и переполненный эмоциями вокал Дио.

"Stand Up And Shout” он и есть "Stand Up And Shout” – великолепный боевик, в котором в данном случае главную роль играют лишь скорость, ритм и накал, а вовсе не гитара, да и ее скрежет, хоть и не особо украшает номер, но и не портит его.

И последний номер с альбома 1983 года "Rainbow In The Dark” звучит уже на втором диске, ближе к финалу концерта, когда зритель уже разгорячен донельзя, да и Трейси Джи вроде окончательно врубился в атмосферу той эпохи. Звонкие синтезаторные трели, мощный и эмоциональный вокал Ронни, громовый удары Винни Эпписа, да и сольные выходы Трейси Джи – все в лучшем виде, этот номер достойно вписывается в блок супер-хитов Ронни Джеймса Дио из различных эпох, представленный во второй части шоу. Так и бьют по нервам выкрики Ронни под аккомпанемент практически одних ударов Эпписа, повторяющего слова, ставшие заглавием этого номера. Шедевр, однозначно, одна из кульминаций этого альбома!!!

Со второго альбома группы на концерте представлены лишь два номера, но номера эти реально великолепны. "Last In Line” открывается нежным перебором струн гитары (Трейси великолепно справился с этой партией) и таким же трогательным голосом Дио. Ну а дальше, как и следует ожидать – настоящий металлический шквал, даже несколько необычное, местами пробулькмвающее звучание гитары вовсе не портит его, а лишь придает песне своеобразие. А звонкие звуки синтезаторов так и вообще уносят нас в начало 80-х.

И в самом финале концерта – великолепный хэви-гимн "We Rock”. Бешеная гитара, то скребущая по нервам, то визжащая, бешеные перебивки ударных, а когда весь зал дружно выкрикивает в ответ Рональду "We rock!”, не буду оригинальным – это надо слышать!!! И, конечно же, никого не оставят безразличным эмоциональные страстные выкрики этих же слов в исполнении самого Ронни в самом финале номера в сопровождени неистовых дробей Винни Эпписа.

Из наследия BLACK SABBATH, как я уже писал, на концертнике представлены два номера – два заглавных номера с двух первых альбомов группы с участием Дио. Этих слов должно быть вполне достаточно для их описания. И все же добавлю кое-что.

Гулкий пульс бас-гитары, и вот уже весь зал вместе с Ронни дружно, мощно распевает начало "Heaven And Hell”. До чего же засасывает в себя этот номер! Гулкий ритм баса, едкие рычащие риффы, которые Трейси играет вполне в духе Айомми, с каждым тактом все глубже и глубже тащат слушателей в адскую пучину. А когда в конце номер все ускоряется и ускоряется, слушатель вместе с бешенным ритмом прямо готов взлететь и воспарить к небесам. А сколько различных эмоций и интонаций в голосе вокалиста! Все-таки, наверно, это самый коронный номер в исполнении Дио, и однозначно – главная кульминация этого (да и многих других) концерта и альбома!!!

"Mob Rules” влетает просто сумасшедшей поступью, и Трейси небезуспешно пытается имитировать жесткие риффы Тони Айомми, только вот напрасно он подпускает между строк гитарные взвизгивания – или, быть может, это я уже превередничаю, потому что гитара здесь вполне на высоте (за исключением этих моментов), Трейси явно ближе звучание Айомми, чем остальных гитаристов, когда либо работавших с Дио.

Ближе к финалу концерта Ронни подчует нас двумя «радужными» вкусняшками. Не давая остыть эмоциям после Саббатской "Mob Rules группа врубает слегка ускоренную версию "Man On The Silver Mountain”. Голос Ронни звучит чуть грубее, чем в оригинале, в нем появились какие-то слегка ехидные интонации, но интонации эти не злобные, а вполне доброжелательные – быть может, относятся они к Блэкмору, быть может, к самому себе – кто знает?, а, быть может, мне это все только показалось. Песня прозвучалась не полностью, и с бешенным ритмом ударных нон-стопом перешла в "Long Live RocknRoll”. Как мне показалось, песня так же исполнена в немного ускоренном темпе, что особенно заметно в яростных, как ускоренный метроном, ударах Эпписа. Вскоре Дио решил пораспеваться с залом, который дружно, будто неделями репетировал, мощно выплевывал, как одна глотка слова, ставшие названием песни. Полное единение музыкантов и зала, а разве можно было не поддаться обаянию этого маленького человечка с огромным сердцем и не менее огромным голосом?

Но, как оказалось, это была лишь вставка, после песнопений вместе с залом, группа вновь вернулась к теме "Man On The Silver Mountain”. Так что тут составители альбома несколько ошиблись, на обложке правильнее было бы указать "Man On The Silver Mountain (incl. Long Live RocknRoll)”. Но на исполняемую музыку это совершенно не влияет, пишу это лишь для тех, кто, по неведению, будет пытаться расслышать здесь две полных песни.

И еще одна ошибка такого же плана закралась в самом начале второго CD. Правильнее было бы первые два номера объединить в один и озаглавить "Mistreated (incl Catch The Rainbow & Guitar Solo)”. Но это, как и в предыдущем случае, значения не имеет. А имеет значение тот факт, что во вступлении Трейси Джи полностью удалось повторить партию Ричи Блэкмора – вот уж не ожидал от него такого! Мне казалось, что гитаристу не хватит на это утонченности и техничности, нет – хватило. Да и дальше, хоть Трейси Джи местами и достаточно вольно обходится с наследием своего легендарного предшественника, но общий настрой гитарных партий ему удалось сохранить. Ну а Ронни как будто с головой окунулся в те далекие «радужные» времена, так и представляю себе, как он ладонями выписывает выкрутасы во время свободных вокальных импровизаций – и по спине мурашки. Но не успевает одна их партия убежать, а Дио уже заукал, и вот – опять по спине нервная дрожь. Потому что Ронни завел, наверно, самую шикарную из своих «радужных баллад» - кусочек "Catch The Rainbow” – страсть и проникновенность в одном флаконе. А Трейси выдает, пусть немного в другойц тональности, но все же донельзя теребящее душу соло. Вслед за этим Ронни еще немного пораспевался на тему "Mistreated”, и вот уже на авансцену выступает Трейси Джи собственной персоной. Писать о гитарных соло, когда они выделены в отдельный номер – достаточно гнусное занятие. Потому что, за очень редким исключением, они сводятся к демонстрации разнообразных талантов и «талантов» гитаристов, типа – я могу вот так, а еще так, а еще у меня есть вот такая и такая примочка. Так что такие номера я расцениваю по принципу: если не надоело – то соло неплохое. Так и здесь – соло было вовсе неплохим, Трейси потерзал струны своей гитары всего пару минут, так что надоесть попросту не успел, а соло имело место быть здесь просто потому, что на рок-концерте вроде как должно быть гитарное соло – вот оно, получите. Тут хочется вспомнить, что маэстро Блэкмор посреди этого номера на концертах тоже достаточно долго упражнялся над струнами своего Fender-a, но, Боже мой!, насколько далеко было то, что выделывал он, от того, что мы слышим на этом концерте. У Блэкмора звучала утонченная импровизвция, с неимоверно точным по времени вытягиванием нот, дрожанием звуков, с нервными выбрато, все это на блюзовой основе и все это просто неотрывно от предшествующей и последующей частей, и язык не повернется назвать все это Guitar Solo – это просто часть концертного исполнения "Mistreated”, и без него невозможно было представить этот номер. Здесь же, потрепав то так, то этак струны гитары, Трейси Джи вернулся в тему "Mistreated”, а само соло получилось каким-то инородным вкраплением в песню, слава Богу, что непродолжительным. И все же, не могу не отметить, что в этом номере гитарист проявил себя с очень хорошей стороны. Ему удалось пусть не отлично, но очень-очень хорошо отработать свои партии, местами грамотно имитируя Блэкмора, а местами, по своему, но достаточно интересно сымпровизировав. Так что, не самый плохой гитарист на свете, этот Трейси Грихалва.

Ну, и еще два номера остались без моих комментариев на этом 2CD. Первый из них – это открывающее альбом интро. Шум толпы, свист, тихие крики, звуки синтезаторов, монотонный гул, и лишь через минуту слышно поскребывание по струнам и чей-то грубый, кажется замедленный голос произносит расплывчатую фразу, в конце которой я сумел разобрать "… time of RocknRoll”.  В принципе, вовсе не обязательно было этот полутораминутный кусовчек выделять в отдельный номер. Ну, выджелили, и Бог с ними.

А вот номер, который необходимо было отметить отдельно – это соло на ударных после "Holy Diver”. С ним Винни справился отменно. Даже должен сказать, что, по-моему, это не столько соло, сколько отдельный инструментальный номер, с ведущей ролью ударных. В него нас вводят все инструменты группы, и только потом ударник остается один на один со зрительным залом. Для меня почему-то соло Винни Эпписа всегда интересны, именно своей мелодичностью. Он, в отличие от других барабанциков, не столько демонстрирует количество томов и тарелок, имеющихся в его распоряжении, сколько играет с различными ритмическими рисунками и темповыми переходами. Должен сказать, что продлись это минут десять, то и я подустал бы от этого, и мне это наскучило бы. Но Винни всегда умеет вовремя остановиться, и здесь через четыре минуты под раскаты грома он закончил свой сольный выход, чтобы дать группе вступить в Рай и в Ад. Мне лично понравилось и было интересно.

В заключение хочу сказать, что альбом, по-моему, вышел отличным. Он, как впрочем и любой живой альбом, очень точно отражает состояние группы, как концертного коллектива, и состояние это на тот момент было превосходным. К тому же”Inferno…” оказался фактически первым концертникуом группы DIO, не считая "Intermission”, но, согласитесь, ту получасовую запись ну никак не назовешь полноценным концертным альбомом.

 
Disc 1 
 
1 Intro 01:36 
2 Jesus, Mary And The Holy Ghost 03:27 
3 Straight Through The Heart 05:47 
4 Don't Talk To Strangers 06:02 
5 Holy Diver 04:59 
6 Drum Solo 04:01 
7 Heaven And Hell (Black Sabbath) 07:29 
8 Double Monday 03:18 
9 Stand Up And Shout 04:08 
10 Hunter Of The Heart 05:15 
 
Disc 2 
 
1 Mistreated/Catch The Rainbow 10:11 
2 Guitar Solo 03:38 
3 The Last In Line 06:54 
4 Rainbow In The Dark 04:56 
5 Mob Rules (Black Sabbath) 03:37 
6 Man On The Silver Mountain (Rainbow) 02:11 
7 Long Live Rock 'n' Roll / Man On The Silver Mountain (Rainbow) 04:14
8 We Rock 05:40 
 
 Total playing time: 87:36
 
Обзор студийных альбомов Ronnie James Dio!
 


 Friends Ronnie Dio
 

Посвящается памяти легендарного Ronnie James Dio! 2008 © 2024