Уже на момент издания сборника "The Dio Years” было анонсировано создание (а точнее – возрождение) группы HEAVEN & HELL. Видимо, совместная работа в студии напомнила музыкантам их лучшие деньки, и они решились на реюнион. Никаких долгосрочных планов изначально не строилось, было решено дать серию концертов по всему миру, а там уж взглянуть, что из этого получится. На мой взгляд, совершенно верно было выбрано название проекта. Во-первых, таким образом удалось избежать всяческих склок с Оззи и его менеджментом, во-вторых, не связываясь с именем BLACK SABBATH, Дио оказывался свободен от исполнения достаточно чуждых ему песен из репертуара Оззи.
Более того, в тот день, когда на прилавки европейских магазинов легли первые копии "The Dio Years”, новый проект не только уже был на гастролях, но и именно в этот день записывал свой первый концертный альбом в Нью-Йоркском Radio City Music Hall; было это 30 марта 2007 года.
Слушая этот концертник, с первых же нот поражаешься, насколько же сыграны музыканты квартета, создается впечатление, что они выступают вместе без перерыва уже много лет – а ведь это был их всего лишь 12 совместный концерт после 15 лет разлуки. Браво, только настоящие профи способны на такое. А еще, быть может, все эти годы музыканты в душе и мечтали об этом союзе, и потому написанная в былые годы музыка не покидала их голов и сердец. Кто знает, все это мои домыслы, но, хочется надеяться, что они не так уж далеки от истины.
Альбом очень плотный, мощный и тяжелый по звучанию, но все же чувствуется, что музыкантам очень легко играется вместе, настолько искрометны партии Тони Айомми, настолько ярко звучит голос Ронни, настолько монолитно и ритмично отрабатывают Джизер и Винни. Хотя большинство из исполненных песен было сочинено 15-25 лет назад, но звучит все так, будто это совершенно свежие хиты, настолько аранжировки песен характерны именно для 21 века. Как я уже написал, альбом очень мощный, но вовсе не создается впечатление, будто музыканты хотят раздавить своих слушателей, скорее – это демонстрация своих способностей, своей силы и энергии.
Начинается альбом, как уже стало традиционно для этого состава, будь то BLACK SABBATH или HEAVEN & HELL, мутная, густая, какая-то неземная "E5150”, нагнетающая атмосферу тревоги и чего-то неминуемо надвигающегося. И вслед за ней, действительно, своей неумолимой размеренной походкой вступает "After All (The Dead)”.
Невозможно не отметить необычайно красивое, звенящее вступление к "Children Of The Sea”, вслед за которым Дио выводит не менее проникновенные строки, затем сменяющиеся буквально металлическим шквалом всех инструменталистов коллектива.
Тягучее, вязкое гитарное интро к "I” так же необходимо отнести к лучшим моментам этого шоу, а голос Дио в этом номере звучит насмешливо и язвительно. Жесткие, да нет – жестокие, риффы Айомми еще более усиливаются совершенно непробиваемой плотной ритм-секцией. В середине песни Айомми выдает шикарное кружевнеое, но острое и пронзительное соло, которое так же пронзительно подхватывает голс Ронни.
Вслед за этим – опять лирическое отступление в исполнении лишь гитары и вокала, Ронни неторопливо ведет свой рассказ, чтобы вскоре уступить место жесткому риффу и булькающей , клокочущей басовой линии, которая с этого момента остается основным стержнем композиции. Таких звуков от Джизера я прежде еще не слышал! Басовая струна вибрирует, как натянутый нерв, и поверх этого напряженного великолепия Ронни продолжает свое повествование, страстно и вдохновенно. А в середине номера Джизер в такой же булькающей тональности изображает что-то, вроде соло. Такова в этой версии "Sign Of The Southern Cross”.
И завершает первый диск новинка со свежего сборника "The Devil Cried”, ставшая одной из кульминаций этого шоу. Ревущий и какой-то спотыкающийся рифф, поистине дьявольский голос Ронни сливаются в один монолитный кулак, оседлав грозную и громоподобную ритм-секцию. Как и на студийной версии, Айомми скребет по струнам, как по сердцу, и хрип Дио как нельзя лучше соответствует этому скрежету. Соло – это фирменная отметина Тони Айомми, версия намного более продолжительная, чем на "The Dio Years”, красивая и виртуозная, напоминающая то ли плач, то ли вопль дьявола. Ноты так и взмывают ввысь, а вокруг всего этого рокочет басуха Джизера, как бы оплетая звучание гитары. Но вот все инструменты умолкают, и вперед выдвигается Винни Эппис. Рокочущая дробь сменяется не менее скоростными перебивками, палочки барабанщика очень эффектно не стучат, а щелкают, чтобы затем вернуться к стандартному звучанию под ритмичные удары напольного барабана. Начинает звучать синтезаторная фонограмма, и Винни утонченно и гулко поддерживает ее, красиво обыгрывая звучащую мелодию, чтобы завершить все это дробью и громоподобным грохотом.
Следующий номер вновь открывают ударные, эстафету у них подхватывает дерганая риффовая гитара, вокал Дио и какое-то сухое щелкающее звучание баса, очень отчетливо прослушивающееся. И такого от Джизера я ранее не слыхал, как видно, за прошедшие годы, он очень расширил арсенал своих басовых примочек. Ну а Ронни надрывается во всю мощь, пока его не сменяет звонкое скоростное гитарное соло, пронзающее все пространство острыми вспышками отдельных высоких нот.
Нежный и плотный перебор струн гитары, и Ронни заводит одну из шикарнейших своих баллад "Falling Off The Edge Of The World”, голос певца проникновенен, как никогда, и вдруг все ужесточается. Гитара вдалбливает в мозги повторяющуюся фразу, Ронни ускоряется, выплевывая в зал текст, а затем уже Айомми выплевывает из своего Gibson-а скоростное соло, чтобы затем вновь продолжить выпиливать те же повторяющиеся несколько нот.
Следом – еще одна новинка, тяжелейшая (наверно, самая тяжелая за концерт, наравне с "After All”) "Shadow Of The Wind”. Гитара ревет, Ронни местами аж шипит, а Эппис добивает всех своими сухими отрывистыми ударами.
Синтезаторные разливы вводят нас в просто безумное по своей красоте, вызывающее щемление в сердце соло Тони Айомми. Гитара заливается и плачет, и просто не верится, что это тот же человек, который в предыдущем номере глушил и прессовал всех тяжелейшими риффами. Продолжительное кружевное вибрато и, будто сорвавшийся с цепи Винни Эппис одним ударом разрушает всю эту красоту, и уже вся группа блещет красотой, красотой совершенно другого плана, красотой скорости и энергии. Лирическое отступление, и опять группа несется во весь опор, а Айомми во всю поливает на сей раз скоростными гитарными трелями.
Дио объявляет песню, ставшую названием группы, и зал ревет в тысячи глоток. Мерное постукивание барабана, и вот уже весь зал повторяет вслед за вокалистом заглавный рифф номера. Сколько бы я не слышал концертных версий этого номера, но единение зрителей и исполнителей в этой песне всегда повергает меня в благоговейный трепет. Дальше писать просто не вижу смысла. Должен сказать, что, по сравнению с предыдущими концертными версиями, эта отличается своей тяжестью и мощью, грубой первобытной красотой и неумолимостью. Гитара стонет в сольных выходах, бас Джизера грозно гудит и пощелкивает, а голос Ронни порой взлетает ввысь, а иногда аж дьявольски хрипит – здесь вам реально и небо, и ад. А пугающий и скрежещущий вопль вокалиста "Desire!!!”, сопровождающийся стоном гитары – это надо слышать, а лучше – хоть раз увидеть.
На бис группа выходит с въедливой и, в то же время, лиричной "Lonely Is The Word” и стремительной "Neon Knight”. Отыграв уже более полутора часов, группа поражает своей неувядающей энергией, а голос Дио по-прежнему силен и эмоционален. В первом номере Айомми вновь блещет своим ярким сверкающим пронзительным соло, которое подхватывает и выводит еще выше голос Ронни, ну а второй – это скорость, скорость, помноженная на страсть, ярость и энергию. Скребущий рифф напоминает несущийся на всех парах экспресс, а голос Дио подобен сирене, предупреждающей о приближении этой неумолимо несущейся машины. И, как сдернутый стоп-кран, резко сбросивший темп вопль "Neon kni-i-ight”. Но нет, остановить эту машину не удалось, и Айомми своим соло вновь разгоняет несущийся экспресс. Соло кружит и кружит, как колеса этого экспресса, округло, бешенно и виртуозно, и теперь уже Дио подстегивает гитару своими похрипывающими криками. Но, когда-то остановиться надо, и, под рифф из "Heaven And Hell” Ронни представляет своих коллег. А разве есть в этом необходимость? Разве это не герои, которых все и так узнают, если не в лицо, то по голосу их инструментов, по их сногсшибательной музыке?
P.S. Существует и видео-версия этого концерта и, конечно, это шоу из тех, которые надо хоть раз увидеть (а лучше воочию). Но и в аудио-версии концерт очень-очень хорош, и при этом визуальная картинка не отвлекает от самой музыки.