Уже на момент издания сборника "The Dio Years” было анонсировано создание (а точнее – возрождение) группы HEAVEN & HELL. Видимо, совместная работа в студии напомнила музыкантам их лучшие деньки, и они решились на реюнион. Никаких долгосрочных планов изначально не строилось, было решено дать серию концертов по всему миру, а там уж взглянуть, что из этого получится. На мой взгляд, совершенно верно было выбрано название проекта. Во-первых, таким образом удалось избежать всяческих склок с Оззи и его менеджментом, во-вторых, не связываясь с именем BLACK SABBATH, Дио оказывался свободен от исполнения достаточно чуждых ему песен из репертуара Оззи.
Более того, в тот день, когда на прилавки европейских магазинов легли первые копии "The Dio Years”, новый проект не только уже был на гастролях, но и именно в этот день записывал свой первый концертный альбом в Нью-Йоркском Radio City Music Hall; было это 30 марта 2007 года.
Слушая этот концертник, с первых же нот поражаешься, насколько же сыграны музыканты квартета, создается впечатление, что они выступают вместе без перерыва уже много лет – а ведь это был их всего лишь 12 совместный концерт после 15 лет разлуки. Браво, только настоящие профи способны на такое. А еще, быть может, все эти годы музыканты в душе и мечтали об этом союзе, и потому написанная в былые годы музыка не покидала их голов и сердец. Кто знает, все это мои домыслы, но, хочется надеяться, что они не так уж далеки от истины.
Альбом очень плотный, мощный и тяжелый по звучанию, но все же чувствуется, что музыкантам очень легко играется вместе, настолько искрометны партии Тони Айомми, настолько ярко звучит голос Ронни, настолько монолитно и ритмично отрабатывают Джизер и Винни. Хотя большинство из исполненных песен было сочинено 15-25 лет назад, но звучит все так, будто это совершенно свежие хиты, настолько аранжировки песен характерны именно для 21 века. Как я уже написал, альбом очень мощный, но вовсе не создается впечатление, будто музыканты хотят раздавить своих слушателей, скорее – это демонстрация своих способностей, своей силы и энергии.
Начинается альбом, как уже стало традиционно для этого состава, будь то BLACK SABBATH или HEAVEN & HELL, мутная, густая, какая-то неземная "E5150”, нагнетающая атмосферу тревоги и чего-то неминуемо надвигающегося. И вслед за ней, действительно, своей неумолимой размеренной походкой вступает "After All (The Dead)”.
Невозможно не отметить необычайно красивое, звенящее вступление к "Children Of The Sea”, вслед за которым Дио выводит не менее проникновенные строки, затем сменяющиеся буквально металлическим шквалом всех инструменталистов коллектива.
Тягучее, вязкое гитарное интро к "I” так же необходимо отнести к лучшим моментам этого шоу, а голос Дио в этом номере звучит насмешливо и язвительно. Жесткие, да нет – жестокие, риффы Айомми еще более усиливаются совершенно непробиваемой плотной ритм-секцией. В середине песни Айомми выдает шикарное кружевнеое, но острое и пронзительное соло, которое так же пронзительно подхватывает голс Ронни.
Вслед за этим – опять лирическое отступление в исполнении лишь гитары и вокала, Ронни неторопливо ведет свой рассказ, чтобы вскоре уступить место жесткому риффу и булькающей , клокочущей басовой линии, которая с этого момента остается основным стержнем композиции. Таких звуков от Джизера я прежде еще не слышал! Басовая струна вибрирует, как натянутый нерв, и поверх этого напряженного великолепия Ронни продолжает свое повествование, страстно и вдохновенно. А в середине номера Джизер в такой же булькающей тональности изображает что-то, вроде соло. Такова в этой версии "Sign Of The Southern Cross”.
И завершает первый диск новинка со свежего сборника "The Devil Cried”, ставшая одной из кульминаций этого шоу. Ревущий и какой-то спотыкающийся рифф, поистине дьявольский голос Ронни сливаются в один монолитный кулак, оседлав грозную и громоподобную ритм-секцию. Как и на студийной версии, Айомми скребет по струнам, как по сердцу, и хрип Дио как нельзя лучше соответствует этому скрежету. Соло – это фирменная отметина Тони Айомми, версия намного более продолжительная, чем на "The Dio Years”, красивая и виртуозная, напоминающая то ли плач, то ли вопль дьявола. Ноты так и взмывают ввысь, а вокруг всего этого рокочет басуха Джизера, как бы оплетая звучание гитары. Но вот все инструменты умолкают, и вперед выдвигается Винни Эппис. Рокочущая дробь сменяется не менее скоростными перебивками, палочки барабанщика очень эффектно не стучат, а щелкают, чтобы затем вернуться к стандартному звучанию под ритмичные удары напольного барабана. Начинает звучать синтезаторная фонограмма, и Винни утонченно и гулко поддерживает ее, красиво обыгрывая звучащую мелодию, чтобы завершить все это дробью и громоподобным грохотом.
Следующий номер вновь открывают ударные, эстафету у них подхватывает дерганая риффовая гитара, вокал Дио и какое-то сухое щелкающее звучание баса, очень отчетливо прослушивающееся. И такого от Джизера я ранее не слыхал, как видно, за прошедшие годы, он очень расширил арсенал своих басовых примочек. Ну а Ронни надрывается во всю мощь, пока его не сменяет звонкое скоростное гитарное соло, пронзающее все пространство острыми вспышками отдельных высоких нот.
Нежный и плотный перебор струн гитары, и Ронни заводит одну из шикарнейших своих баллад "Falling Off The Edge Of The World”, голос певца проникновенен, как никогда, и вдруг все ужесточается. Гитара вдалбливает в мозги повторяющуюся фразу, Ронни ускоряется, выплевывая в зал текст, а затем уже Айомми выплевывает из своего Gibson-а скоростное соло, чтобы затем вновь продолжить выпиливать те же повторяющиеся несколько нот.
Следом – еще одна новинка, тяжелейшая (наверно, самая тяжелая за концерт, наравне с "After All”) "Shadow Of The Wind”. Гитара ревет, Ронни местами аж шипит, а Эппис добивает всех своими сухими отрывистыми ударами.
Синтезаторные разливы вводят нас в просто безумное по своей красоте, вызывающее щемление в сердце соло Тони Айомми. Гитара заливается и плачет, и просто не верится, что это тот же человек, который в предыдущем номере глушил и прессовал всех тяжелейшими риффами. Продолжительное кружевное вибрато и, будто сорвавшийся с цепи Винни Эппис одним ударом разрушает всю эту красоту, и уже вся группа блещет красотой, красотой совершенно другого плана, красотой скорости и энергии. Лирическое отступление, и опять группа несется во весь опор, а Айомми во всю поливает на сей раз скоростными гитарными трелями.
Дио объявляет песню, ставшую названием группы, и зал ревет в тысячи глоток. Мерное постукивание барабана, и вот уже весь зал повторяет вслед за вокалистом заглавный рифф номера. Сколько бы я не слышал концертных версий этого номера, но единение зрителей и исполнителей в этой песне всегда повергает меня в благоговейный трепет. Дальше писать просто не вижу смысла. Должен сказать, что, по сравнению с предыдущими концертными версиями, эта отличается своей тяжестью и мощью, грубой первобытной красотой и неумолимостью. Гитара стонет в сольных выходах, бас Джизера грозно гудит и пощелкивает, а голос Ронни порой взлетает ввысь, а иногда аж дьявольски хрипит – здесь вам реально и небо, и ад. А пугающий и скрежещущий вопль вокалиста "Desire!!!”, сопровождающийся стоном гитары – это надо слышать, а лучше – хоть раз увидеть.
На бис группа выходит с въедливой и, в то же время, лиричной "Lonely Is The Word” и стремительной "Neon Knight”. Отыграв уже более полутора часов, группа поражает своей неувядающей энергией, а голос Дио по-прежнему силен и эмоционален. В первом номере Айомми вновь блещет своим ярким сверкающим пронзительным соло, которое подхватывает и выводит еще выше голос Ронни, ну а второй – это скорость, скорость, помноженная на страсть, ярость и энергию. Скребущий рифф напоминает несущийся на всех парах экспресс, а голос Дио подобен сирене, предупреждающей о приближении этой неумолимо несущейся машины. И, как сдернутый стоп-кран, резко сбросивший темп вопль "Neon kni-i-ight”. Но нет, остановить эту машину не удалось, и Айомми своим соло вновь разгоняет несущийся экспресс. Соло кружит и кружит, как колеса этого экспресса, округло, бешенно и виртуозно, и теперь уже Дио подстегивает гитару своими похрипывающими криками. Но, когда-то остановиться надо, и, под рифф из "Heaven And Hell” Ронни представляет своих коллег. А разве есть в этом необходимость? Разве это не герои, которых все и так узнают, если не в лицо, то по голосу их инструментов, по их сногсшибательной музыке?
P.S. Существует и видео-версия этого концерта и, конечно, это шоу из тех, которые надо хоть раз увидеть (а лучше воочию). Но и в аудио-версии концерт очень-очень хорош, и при этом визуальная картинка не отвлекает от самой музыки.
2. After All (The Dead)
3. The Mob Rules
4. Children Of The Sea
5. Lady Evil
6. I
7. The Sign Of The Southern Cross
8. Voodoo
9. The Devil Cried
10. Drum Solo
11. Computer God
12. Falling Off The Edge Of The World
13. Shadow Of The Wind
14. Guitar Solo / Die Young
15. Heaven And Hell
16. Lonely Is The Word
17. Neon Knights