Ronnie James Dio Simon Wright Scott Warren Craig Goldy Rudy Sarzo 
    Menu Ronnie Dio



Live In Munich
Rainbow 2006
 
Live In Munich!
 
Live In Munich!
 

Последний из обозреваемых мной альбомов RAINBOW с участием Ронни Джеймса Дио. Я решил включить и его в этот перечень лишь по одной причине – он был записан в несколько другом составе, чем "On Stage” и "Live In Germany 1976”. На этой записи вместо Джимми Бэйна и Тони Кэйри играют Боб Дэйсли и Дэвид Стоун. Особой разницы в звучании из-за этого я не заметил (ведь, если честно, основную роль в этой группе играли Блэкмор и Дио), лишь звучание клавишных сместилось в сторону синтезаторов – Тони Кэйри побольше и почаще пользовался органными регистрами.

На самом деле этот альбом представляет из себя звуковую дорожку к фильму-концерту, снятому для немецкой программы Rock Palast, и достаточно давно изданной на видео-кассете, а теперь доступной и на DVD. Теперь перейдем к самому альбому.

К тому времени (а запись состоялась 20 октября 1977 года) концертный репертуар группы уже достаточно обкатался, и даже импровизации стали более походить на домашние заготовки. Так что в чем-то запись повторяет то, что уже было издано на других дисках. Начинается все традиционно с "Kill The King”, на всех парах влетающей в уши и мозги слушателей, все с теми же скоростными трелями Блэкмора и заоблачными и страстными воплями Дио. Следом, почти без остановки идет "Mistreated”, на сей раз более жесткой, чем ранее. Блэкмор не заморачивается на пространное вступление, а почти с ходу врубает основной рифф песни. Дио поет так же страстно и проникновенно, как и обычно, а его импровизации уже стали по-настоящему жизнеутверждающими в полной противоположности слезоточивым причитаниям Ковердэйла в этом номере. И, конечно же, после таких песнопений Ричи так же не заводит никаких слезливых и душещипательных проигрышей, а с ходу ускоряет темп, и на такой мощной ноте, не давая расслабиться ни себе, ни зрителям, песня и завершается. Дио уже совершенно освоился с этой песней (да он никогда и не тушевался при ее исполнении), она уже настолько полюбилась ему, что впредь будет постоянно присутствовать даже на концертах его собственной группы.

Зато во вступлении к следующему номеру "16th Century Greensleeves” Блэкмор во всю дает волю эмоциям, отыграв изумительную инструментальную версию "Greensleeves”, приправив ее свободной акустической импровизацией на тему чего-то английско-средневекового. И только затем Дио представляет номер, и опять всякая проникновенность улетает куда-то далеко и надолго – жесткий рубленый рифф, грязноватая гитара, и мощный, даже в чем-то угрожающий голос вокалиста, при поддержке буквально раздавливающей ритм-секции.

И опять – от жести к мягкости и нежности. Маэстро Блэкмор заводит трогательные переборы, его так же мягко поддерживают слоящиеся клавишные. И все это при полной тишине в зрительном зале, будто все понимают, что малейший шорох, скрип, стук может разрушить эти нежные хрупкие конструкции. Подключаются остальные инструменты – и опять же – в полной тишине проникновенный голос Дио начинает выводить текст "Catch The Rainbow”. Песня прозвучала уже достаточно стандартно, но, когда речь заходит о таком лиричном произведении, ни о каких повторах не может быть и речи, тем более – в исполнении таких мастеров. Ближе к концу песни вся группа зазвучала мощнее, энергичнее, но при этом, не растеряв страстности. Дио протяжно подвывает и пускается в пространные вокальные импровизации, клавишные Дэвида Стоуна, как туман растекаются под голосом вокалиста. А Ричи, тем временем, завернул очень мощное, но чертовски мелодичное соло, способное, на мой взгляд, стать самостоятельной инструментальной композицией. А вслед за этим сносящая крышу барабанная дробь Кози Пауэлла окончательно стряхнула с песни всякую меланхоличность и задумчивость, чтобы привести ее к финалу, сопровождающемуся ревом гитары Блэкмора и протяжными страстными криками Дио.

Следующим номером концерта стала новинка, "Long Live RocknRoll” – группа еще глубже, чем на предыдущих концертах погружается в материал с еще не изданного, но, по-видимому, уже записанного альбома. Страстность и мощь этого рок-гимна полностью перенесена с альбома на сцену (или, в данном случае – наоборот). Начинают номер мощные ритмичные рыки гитары и клавишных, сплетающиеся в один монолитный звук, И под стать им, Дио бросает в зал текст, скандируя припев, как лозунг. Ближе к концу песни вокалист обращается к залу, прося повторять за ним, и все, в едином порыве, дружно скандируют броские, и в то же время, близкие каждому, слова припева. Классно! Полное единение исполнителей и зала. Не даром же, этот номер, наряду с "Man On The Silver Mountain” навсегда прописался в концертном репертуаре, как RAINBOW, так и Дио сольно.

Следующая песня "Man On The Silver Mountain” вобрала в себя все компоненты, присутствующие как на альбоме "On Stage”, так и на "Live In Germany 1976”. Тут вам и "Lazy” во вступлении, и блюз посредине, и кусочек из "Starstruck”. В отличии от вышеназванных альбомов здесь в блюзовой части Ричи на несколько минут уступил свое ведущее место клавишнику, и тот в синтезаторном регистре продолжил блюзовый мотив, заданный маэстро.

И подлинной кульминацией альбома и концерта стала "Still Im Sad”. Если на "On Stage” она продолжается 10 минут, на "Live In Germany” – 15, то здесь группа растянула ее аж на 25. Потрясающе, потому что на протяжении всего этого времени не ощущается ничего нарочито растянутого, все фрагменты композиции совершенно естественно следуют друг за другом.

Начинается номер с пространного синтезаторного вступления в исполнении Дэвида Стоуна, демонстрирующего все свои таланты во владении этим инструментом, затем Ричи тихонько и тактично исполняет замедленную мелодию "Still Im Sad”, намекая на то, что же сейчас прозвучит, так интро ну никак не намекало на этот номер. И – понеслось-поехало. Под рев гитары и громоподобную ритм-секцию Дио буквально прорычал или проорал текст, и за дело опять взялся гитарист, исполнив достаточно пространное и тяжеленное соло. Не успела гитара умолкнуть, а за дело уже взялся клавишник, во всю поливая зал стонами и всхлипываниями синтезаторов, напоминающими молодецкий посвист Соловья-разбойника. Темп падает, и Ричи тихонько, я бы даже сказал, нежно, наигрывает мелодию «Оды к радости» Бетховена (так вот откуда начинают расти уши "Difficult To Cure”!), чтобы через несколько тактов умолкнуть, и отдать бразды правления Кози Пауэллу. Тот выдал одно из самых умопомрачительных своих соло, прогрохотав по всему своему отнюдь не маленькому барабанному арсеналу. А во второй части этого соло зазвучали оркестровые сэмплы, и вот Кози уже во всю выбивает из своей ударной установки «Увертюру 1812 года» Чайковского! Да, чего только не услышишь на концертах RAINBOW той поры. Но и по завершении этого соло номер не закончился. В игру опять вступила вся группа и лишь теперь, не сбавляя темпа, заданного предыдущим фрагментом, на крыльях поистине летящего вокала Дио, номер подошел к концу.

Уф-ф-ф, я даже запарился, описывая все это великолепие, всю эту мощь и страсть, но, скажу, наверно, уже ставшую банальной фразу – все это надо слышать, или видеть – но все-таки, на мой взгляд, даже лучше слышать, чем видеть, чтобы картинка не отвлекала от музыки, действительно великой МУЗЫКИ!

И в заключение альбома и концерта, как и на "Live In Germany” – "Do You Close Your Eyes” со всевозможными издевательствами над Fender-ом Stratocaster-ом. Только на сей раз деяния Ричи, совершаемые над гитарой более напоминают соло, пусть несколько сумбурное и изощренное, но все же соло. Да еще в номере присутствует больше мелодичных партий Дэвида Стоуна, наигрывающего не только фон и выступающего не только в роли участника ритм-секции. И все это под громоподобные партии Пауэлла и сопровождается необычайно энергичным, мощным, порой срывающимся на протяжнай крик пением Ронни.

Ну вот и все. Это – последний альбом RAINBOW среди моих обзоров, на котором можно услышать вокал Ронни Джеймса Дио. Далее пути двух гениев разошлись. Надо сказать, что расставание это произошло достаточно полюбовно. Блэкмор хотел отойти от тематики «драконов и подземелий» и играть более комерческую музыку, Дио же этот путь не устраивал, так что не берусь даже утверждать, выгнал ли Ричи Ронни или он сам покинул группу (версий существует множество).

Хочу отметить вот что. Некоторые специалисты утверждают, что это заслуга Блэкмора – в том, что он разыскал такой талантище, как Ронни Джеймс Дио и вытащил его на свет божий. И, мол, за это Ронни в неоплатном долгу перед Ричи. Не буду спорить с этим, но, по-моему, и Ричи в долгу перед Ронни – ведь будь у микрофонной стойки в RAINBOW кто-то другой, и не видать бы группе того ошеломительного успеха, будь  гитара в руках хоть у троих Блэкморов. Ведь именно Ронни принадлежат тексты почти всех песен на трех первых студийниках коллектива, и именно в нем Ричи нашел для себя идеального на тот период времени соавтора, полностью разделявшего тогда его взгляды на то, в каком направлении должна двигаться музыка «Радуги».

DISC 1

1. Kill the King
2. Mistreated
3. Sixtheenth Century Greensleeves
4. Catch the Rainbow
5. Long Live Rock 'N' Roll

DISC 2

1. Man on the Silver Mountain
2. Still I'm Sad
3. Do You Close Your Eyes

 
Обзор студийных альбомов Ronnie James Dio! 


 Friends Ronnie Dio
 

Посвящается памяти легендарного Ronnie James Dio! 2008 © 2017