Началось новое тысячелетие, и группа DIO вступила в него с новым альбомом. В ходе туров в поддержку "Angry Machines” и после них неоднократно менялся состав, в частности, Ронни расстался с Трейси Джи. Официально гитарист ушел из-за «музыкальных разногласий», сам же Дио говорит, что не был удовлетворен работой Трейси, как соло-гитариста. Как бы то ни было, Трейси (к счастью, на мой взгляд) покинул группу, и на его место был призван уже в который раз Крейг Голди. В итоге альбом "Magica” оказался записан в кратчайшие сроки, и в его записи, помимо Ронни и Крейга приняли участие уже известные нам Джимми Бэйн на басу и барабанщик Саймон Райт. В некоторых источниках указано, что партии клавишных были записаны Скоттом Уорреном, у меня же в буклете к диску значится, что их разделили пополам сам Ронни и Крейг Голди, правда Уоррену в кредитах выражается благодарность. Так что вот такая небольшая путаница, хотя, в принципе, особой роли это не играет. Так как, хотя клавишных партий на диске и предостаточно, но все они, по большому счету, имеют лишь фоновое значение.
"Magica” – концептуальный альбом, все номера с которого связаны единым сюжетом, который и зачитывает в последнем номере сам Ронни на протяжении более 18 минут. По сути, этот финал альбома должен оказаться интересным лишь людям, хорошо знающим английский, тем не менее, и мне показались интересными интонации Ронни, настроения, передаваемые им своим голосом. Идеально для нас, конечно, было бы послушать этот номер, имея перед собой близкий к тексту русскоязычный перевод, тогда все краски голоса Ронни Дио засверкают еще ярче, хотя и так чувствуется, что он, помимо прочего, еще и интересный рассказчик.
Некоторым критикам диск показался скучным, неинтересным, заполненным лишь привычными рок-клише. Но для меня же – это одна из самых значимых работ Ронни, в которой, как и в дебютном альбоме группы DIO, раскрылась вся многогранность таланта этого необычайно талантливого человека. Помилуйте, какие клише, группа просто возвратилась к своим корням (и возвращение это, на мой взгляд, поистине триумфальное), и заиграла именно ту музыку, котрая когда-то вознесла их к вершинам рок-Олимпа, ту музыку, которой на протяжении последнего десятилетия были лишены верные поклонники команды, заиграла в том стиле, который наилучшим образом им подходит, заиграла так, как не может играть больше никто. А вы говорите – клише!
Если на предыдущих альбомах Ронни несколько отошел от привычной для него тематики текстов, повествуя частенько о проблемах современного мира, то на "Magica” он вновь вернулся к теме колдунов и волшебников, иагии, борьбы темных и светлых сил. И идея концептуального альбома оказалась очень подходящей для этого.
Кому-то "Magica” может показаться несколько замедленной и какой-то монотонной. Но она не монотонная, а МОНОЛИТНАЯ. Альбом представляет собой цельную сюиту, нанизанную на несколько основных тем, и расчленить его на отдельные произведения для меня, во всяком случае, попросту невозможно. От этого сразу потеряется целостность и эпичность произведения. Все его номера, включая небольшие инструменталки во вступлении "Discovery” и "Magica Theme” и репризы двух номеров "Magica” и "Lord Of The Last Day” в финале, расположены на своих местах, и вырывать их из контекста или менять местами просто кощунственно. А насчет замедленности могу сказать, что таким образом диск в большей степени напоминает мне неторопливое повествование, тем не менее – повествование очень эмоциональное и содержательное. Кроме того, не забывайте, что самому Ронни в год выхода альбома исполнилось уже 58 лет, и многие его ровесники к тому времени уже достаточно остепенились, изменили даже направление своих музыкальных пристрастий. А Дио продолжает играть ту же тяжелую и необычайно мелодичную музыку, что и 20 с лишним лет назад, просто смотрит на все это с высот своего возраста немного более умудренным и рассудительным взглядом.
Мое вступление к самому обзору альбома достаточно подрастянулось, но, по сути, в данный момент вы уже читаете обзор. Так же, как очень трудно рассматривать "Magica” по отдельным песням, так же и мой монолог по поводу этого диска, трудновато разделить на традиционные вступление – основную часть – заключение.
Первая же по-настоящему песня альбома "Lord Of The Last Day” – этакая вязкая баллада, сочетающая в себе и отголоски последних тяжелых дисков группы, и воспоминания о пребывании Ронни в рядах BLACK SABBATH, так что уже здесь Ронни возвращается не только в свои ранние сольные деньки, но и еще глубже.
Конечно же, не могу не отметить насыщенный и мощный блок из трех песн "Fever Dreams” / "Turn To Stone” / "Feed My Head” – именно он и может показаться несколько однообразным. Все три идущие подряд песни имеют очень отчетливую ритмическую структуру, и в каждой из них чеканный ритм так и впечатывается в мозг слушателей, запоминаясь с первого же прослушивания. В "Fever Dreams” вроде бы элементарный гитарный рифф проходит насквозь через всю песню, и так же чеканно Ронни выводит своим страстным голосом текст о лихорадочных снах и, на самом деле, в этом номере не обращаешь внимания больше ни на что, кроме жесткой гитары и сильнейшего голоса, выводящего мелодическую линию. А Голди еще и добивает слушателей, ввернув посреди песни красивейшее соло совершенно в стиле ранних работ группы DIO. Следующая песня начинается с залихватски закрученного гитарного соло, а затем уже продолжается под молотящий ритм, задаваемый на сей раз ритм-секцией. И третья песня этого блока начинается с синтезаторного звона, а затем продолжается под ритм, очень напоминающий предыдущую песню, только вот голос Ронни звучит здесь достаточно пронзительно-издевательски, да и мелодия явно не копирует своего предшественника. А если еще учесть, что посреди песни вокалист выводит спокойный лирический фрагмент, то ни о каких повторах, конечно же, не может быть и речи. Просто все эти три номера очень похожи по стилистике на среднетемповые песни с первых альбомов коллектива, но это является для них только плюсом.
Счледующие два номера названы по именам двух главных персонажей доброго мага Эриела и его сына Челлиса, и призваны раскрыть характеры этих людей. И это Дио с его командой вполне удается. Размеренный ритм первой песни подчеркивает мудрость Эриела и его боль по поводу трагедии, творящейся с его планетой по вине злых колдунов – страсть и умудренность в голосе Дио, в плачущей гитаре Голди, и в четком ритме ударных. Челлис моложе и импульсивнее, и от того и песня о нем более ускоренная, голос Дио более язвительный, а ритм, задаваемый барабанами только подчеркивает целеустремленность и страстность этого молодого, но уже много повидавшего на своем веку узника злых сил.
"As Long As It’s Not About Love” – традиционная Диовская баллада, с проникновенным вокалом самого Ронни и со страстно плачущей гитарой Крейга Голди, начинается, как обычно, медленно и задущевно, чтобы затем взорваться, обдавая всех жаром страсти. Достойная наследница "Don’t Talk To Strangers” и ‘Last In Line”, быть может, даже в чем-то, в пронкновенности, в страстности превосходящая их – быть может, это оттого, что с годами Ронни стал еще тоньше интонировать свои эмоции при пении.
"Lost My Insanity” вроде, совершенно не традиционный для Дио номер, во всяком случае, его начало – этакий отдающий народными мелодиями достаточно продолжительный проигрыш на акустике. Но затем все встает на свои места, когда вступают остальные инструменты, и ужесточают эту мелодию, но она так и проходит через всю песню, да еще и при поддержке такого необычного для Дио инструмента, как флейта, чтобы в финале вновь всплыть в акустическом варианте.
"Otherworld” – тяжеленная баллада, четко указывающая и на то, что исполняет ее группа DIO в своем ключе, и на то, что делается это все уже в 21 веке. Я расслышал в этом номере отзвуки и "Strange Highways”, и "Dehumanizer”, и (удивляйтесь!) "Gates Of Babylon”. Все это, конечно, очень субъективно, но прислушайтесь, и быть может вам послышатся совершенно другие номера. И в этом и состоит прелесть и этого конкретного номера, и всего обширного творчества Ронни Джеймса Дио - оно для всех, и каждый найдет в нем что-то свое.
И завершают это монументальное полотно репризы двух тем из начала альбома, как бы подводя всему итог, и символизируя цикличность всего в этом мире.
Рекомендовать ничего не буду, за исключением одного – ни в коем случае не слушайте этот диск урывками и по частям – рискуете или совсем его не распробовать, или понять его суть и сущность совершенно неправильно. Для меня же этот альбом совершенно четко стоит в дискографии группы DIO на втором месте после "Holy Diver”, легко потеснив не только своих предшественников из 90-х годов, но даже и "Last In Line”, который иначе, как великолепным, не назовешь. Но, повторюсь, это мое субъективное мнение…