Ronnie James Dio Simon Wright Scott Warren Craig Goldy Rudy Sarzo 
    Menu Ronnie Dio



Mysticism Ronnie
 
... И АД СПУСТИЛСЯ НА ЗЕМЛЮ

HEAVEN AND HELL
 
Санкт-Петербург, Ледовый дворец
01.06.2009
 
 
Часть II

О самом Дио вроде и писать нечего, и не потому, что он недостоин никаких слов, а просто потому, что Дио - это ДИО, таких больше нет и, похоже - не будет. Кто еще в 65 лет может исполнять песни с такой мощью и одновременно - с такой страстностью. Ответ для меня однозначен - никто! Да, Роберт Плант - более эмоциональный исполнитель, но так орать, похоже, и он уже не может (да и, если честно, не стремился никогда), хотя ему и еще не 65. Гиллан в свои 63 уже доказал, что силы на исходе. Хьюз - пока да, но он работает в несколько другом жанре, где не так ценится мощный крик, рык и вопль, да и, кроме того, он моложе карлика Ронни аж на 9 лет. И я не уверен, что в 2018 году он так же будет радовать нас своими руладами.

  А Дио - это луженая глотка хард-рока, в то же время способный быть очень проникновенным и душевным, что было продемонстрировано на сей раз вы "Falling Off The Edge Of The World", в "Die Young" и в "Bible Black". Шикарный голос, умеющий передать и мощь, и лиричность даже в такой громоподобной музыке. Но и кроме голоса вокалист сохранил свое непередаваемое обаяние, постоянно ослепляя зал своей неповторимой обворожительной улыбкой, которую ни с кем не спутаешь. Так же неизменной осталась его мимика, волнообразная жестикуляция, когда он ладонями рук выписывал и вырисовывал вокальные фигуры той или иной песни. И во всем этом - весь малыш Дио, такой же, как и сама музыка HEAVEN AND HELL - сгусток энергии, капля ртути, способный удивлять зрителей снова и снова, заставляя их задаваться вопросом - разве такое возможно? Как может в таком, да простит меня Ронни Джеймс Дио, тщедушном теле скрываться такой голос и такая энергия?

  Нужно отдельно сказать об оформлении сцены и свете. Если на большинстве других концертов мне доводилось видеть лишь лого исполнителя или какую-то другую картинку, украшающую собой задник, то здесь была представлена настоящая театральная декорация. Ограда - то ли церковная, то ли кладбищенская - состоящая из цепей, на вершинах поддерживающих ее столбов - большие стеклянные шары, которые держат кованые когтистые лапы, а за всем этим - две страхолюдины-гаргульи - все это вполне соответствовало атмосфере, сопровождающей сошествие в ад. И вся эта красота освещалась, в основном - приглушенным, то холодным синим или фиолетовым светом, то - обжигающе-красным. Шикарно! Единственное недоумение вызывал экран, расположенный за ударной установкой, а точнее - проецируемые на него абстрактно-непонятные адские сюжеты. Звук же на концерте по громкости из 5 баллов заслуживал явно 8, если не 10. Такой громкости мне еще не доводилось слышать. Даже слова сидевшей рядом жены, произнесенные мне прямо в ухо, я не мог расслышать. И это я списываю не только на работу техников, но и на ту мощь, с которой играли музыканты. Зато вот качество его явно было не на высоте. Отдельные звуки сопровождались каким-то дребезгом, и если басовые и гитарные риффы еще звучали сносно, но вот пронзительные острые соло Айомми были явно подпорчены. Разбивать это шоу на отдельные песни, как я уже писал, очень сложно. Оно действительно представляло из себя комок густого клокочущего пульсирующего звука, и все это обволакивалось неповторимым завораживающим вокалом малыша Дио. Надо отметить, что, не смотря на такую, поистине адскую громкость, голос вокалиста не прорывался сквозь грохот инструментов, а действительно обволакивал их звучание, был еще одним инструментом, в своей мощи и страстности сливающимся с гитарой, басом и ударными. Начало концерта просто убило, заставив подумать: "Неужели такая мощь и энергия будут сопровождать нас весь концерт?".

  Не верилось. Но так оно и вышло. Приятным сюрпризом стали новые песни, особенно - едко-глумливая "Bible Black", показавшая способность музыкантов не только создавать шикарные песни, но и еще более усиливать их в концертном варианте. Здорово прозвучала "I" недооцененного альбома "Dehumanizer", с затягивающими, въедливыми воплями Дио, выбрасывающего в зал единственное слово припева. Медленные части "Falling Off The Edge Of The World" и "Die Young" еще раз продемонстрировали лиричность и задушевность голоса певца. А еще запомнилось колючее, гипнотическое, действительно адское, но в то же время - проникновенное, соло Айомми перед "Die Young" (хотя подобных моментов на протяжении шоу было предостаточно). Но, несомненно, вершиной концерта стала сама "Heaven And Hell". Хотя все шоу поразило своей неожиданностью, но эта песня стала сюрпризом из сюрпризов. Казалось бы, что может быть нового, неоднократно слышал ее живьем и в исполнении BLACK SABBATH, и в исполнении DIO, да и от самих HEAVEN AND HELL в Radio City. Ан нет, видимо, таланту этих музыкантов нет предела, да и размаху самого этого эпика - тоже.

  Традиционно Дио дал в начале залу поорать вступительный рифф (правда, маловато), и затем страстно и энергично пропел вокальную часть, а потом - понеслась импровизация. Вокалист даже ушел со сцены, а Тони и Джизер оторвались по полной. Такого джема в их исполнении я никогда не слышал. Музыканты легко и без напряга переходили с темы на тему, рокоча и всхлипывая своими инструментами. Причем, не могу сказать, что кто-то из них был ведущим, а кто-то - ведомым, так же, как и не было такого, чтобы один заводил тему, а другой ее подхватывал. Сложилось впечатление, что это был готовый, заранее подготовленный инструментальный номер, но, по-моему, отрепетировать такое, такую страстность и непредсказуемость просто невозможно. Тут нужно так же отдать должное Винни Эпису, сумевшему поддержать бас и гитару, ни разу не сбившись с ритма в этой бесконечной круговерти темповых переходов. И тут из тьмы в районе ударной установки материализовался Дио, и музыканты вернулись к упругой и пульсирующей теме "Heaven And Hell". Я уже видел такое, но меня до сих пор приводит в поистине свинячий восторг освещенное внезапно вспыхивающими во тьме красными прожекторами лицо Дио и его мерзко-завораживающий и даже пугающий голос при этом. А взметнувшиеся после этого к небу столбы красного то ли дыма, то ли пламени - это просто надо было видеть. Здорово, шикарно, грандиозно! В результате всего этого "Heaven And Hell" вылилась в 20-минутный эпик.

  Боле затяжной версии этого номера мне не доводилось видеть и слышать. Никогда я не мог и подумать, что на исходе первого десятилетия 21-го века кто-нибудь из монстров рока рискнет сыграть 20-минутный номер, при этом не утомляя ни зрителей, ни себя. Причем, заметьте, это с минимальным набором инструментов. Поистине - монстры! После такого - чего еще можно было ожидать? Музыканты ушли со сцены под рев толпы, через пару минут вернулись, чтобы исполнить кусок магнетической "Country Girl", плавно перешедший в просто бешенную "Neon Knights", и завершить все это цитатой из "Heaven And Hell". Все. Кода. Конечно, маловато. Но если учесть ту мощь и энергию, которая была выплеснута на зал за эти полтора с небольшим часа, то приходится лишь удивляться, как такое вынесли сами музыканты. Да и зрители (сужу по себе) вряд ли могли бы воспринять больше - во всяком случае, мои уши еще несколько часов после шоу не могли адекватно воспринимать окружающие звуки. Можно еще посетовать на то, что не было в концерте нежно-лиричных и проникновенных баллад. Но, помилуйте, какие нежность и проникновенность - ведь нам довелось побывать в аду. Правда, это был ад пленительный, будоражащий нервы и зачаровывающий.

05.06.2009

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Заранее приношу свои извинения, если обратился не по адресу. Но пусть этот мой обзор станет еще одной данью уважения великому рок-вокалисту, который, хочется надеяться, взирает сейчас на наш Ад оттуда со своих высоких Небес.

С хэви-металлическим уважением, Андрей Кириллов. И Long Live Rock'n'Roll!!!

 



 Friends Ronnie Dio
 

Посвящается памяти легендарного Ronnie James Dio! 2008 © 2024