На данный момент, это последний официальный релиз группы HEAVEN & HELL. Возможно, в будущем будут изданы еще какие-то концертные записи (студийных наработок подходящего качества у группы совершенно точно не осталось), но пока никаких планов на этот счет нет. Наверно, это правильно. Данный релиз – самая лучшая возможность отдать должное одному из самых ярчайших голосов в роке и почтить его память, а издание каких-то материалов бутлежного качества просто не достойно имени Ронни Джеймса ДИО.
Итак, перед нами концерт, записанный на фестивале WakenOpenAir30 июля 2009 года, когда группа только недавно выпустила свой первый студийник и находилась на пике своей формы. Сет-лист немного измениля со времен концерта в Радио Сити Холл, к сожалению, исчезли песни со сборника "TheDioYears”, зато появились три номера со свежего альбома "TheDevilYouKnow”. И вот что сразу бросается в глаза (точне – в уши), эти три песни звучат не так мрачно, как на студийнике, более жизнерадостно, что ли, не так депрессивно. То ли этому способствует соседство с более позитивными номерами родом из 80-х-90-х годов, то ли сказалась общая праздничная атмосфера фестиваля.
Мне кажется, как и в случае с "EvilOrDivine” DIO, здесь представлено не совсем полное выступление группы, в частности, отрезано интро "E5150” и вырезано соло Винни Эпписа после "TimeMachine”. Но в данной ситуации это не так заметно, да и отрезанные фрагменты играют не такую уж большую роль во всем выступлении.
Так что начинается альбом с ходу в карьер с мощной и скоростной "MobRules”. Уже по этой песне видна отличная концертная форма всех участников коллектива, Айомми выстреливает из своего Gibson-а то жесткими риффами, то мелодичными скоростными соло, Дио демонстрирует всю мощь своих легких (чего стоит один только вопль в самом начале песни), а ритм-секция еще больше подгоняет этот и без того не самый медленный номер. В середине Айомми свободно импровизирует и выдает звонкое и переливчатое соло, очень украсившее этот номер. Ну а зрители на ура принимают своих героев.
Начало следующей песни слегка сбавляет темп, но не эмоциональность, Дио и Айомми добавляют немного лирики, но всем нам известно, что это лишь начало. Гитара Айомми здесь звучит несколько ниже, чем в оригинале, и этим более уверенно подводит слушателей к риффовой части номера. Дио, как всегда, бесподобен – хрипит и орет в куплете и страстно и внушительно повествует в припеве, чтобы затем перейти к затяжным воплям и едкому язвительному "Lockout!!!”. Соло Айомми как бы въется по спирали под громовые удары Винни Эпписа.
Укороченное визжащее вступление, и Айомми уже во всю скребет по струнам – со сцены, под язвительный голос Дио, размеренным, но слегка ускоренным шагом вступает "I”. Мощные тяжеленные риффы как бы подводят слушателей к следующей песне, скоростное гитарное соло переливается и дрожит, а голос Ронни пробретает какие-то пугающие оттенки, если не пугающие, то, во всяком случае, тревожные.
Умолкает шум толпы, и вот над тысячами зрителей уже плывет очень красивое, несколько отличное по тембру от студийного варианта, вступление в исполнении Айомми. Ронни проникновенен, и может показаться, что вот она – изысканная изящная баллада. Но нам-то известно, во что это выльется – в «Черную библию»! И вот уже Дио, как клубы омерзительного дыма, изрыгает из себя очень грязные по интонациям слова, а Айомми плюется острым соло, сменяющимся скребущими по нервам риффами. Да и само соло, как острым когтем, дергает за нервы, а вслед за этим Дио с поистине дьявольскими интонациями выплевывает в зал слово "… black”. И снова – убойные мрачные риффы, адский грохот Эпписа, вопли Дио, и на рычащем, бьющем по ушам аккорде песня завершается. К слову сказать, как бы то ни было, но номер исполнен не то, чтобы мягче, но как-то более позитивно, что ли, чем на альбоме.
Ритмичные ударные, рокочущий, выведенный вперед бас Джизера – и на нас уже надвигается «Машина времени». Ронни орет, но злобность, мрак предыдущего номера куда-то улетучился из его голоса. В середине песни достаточно продолжительно, в сопровождении лишь ударных, порокотал Джизер, чтобы уступить место звонкому, но коротенькому соло Айомми. Но ведущая роль в этой песне, несомненно, принадлежала Винни Эппису, его ударные, достаточно скоростные и упругие очень хорошо прослушивались в каждом такте. Видимо, так зритель должен был подготовиться к последовавшему далее (но не на этой записи) сольному выходу Винни. Но здесь Ронни лишь представил его, и далее мы слышим уже новую песню.
И в ней снова ощущается мрачность и зловещесть студийного альбома. Ронни будто грозит кому-то (и делает это достаточно протяжно), а жесткое звучание инструментов – это (простите за тафтологию) жесть. Но и тут Айомми умудряется ввернуть хоть и мрачное по настроению, но красивое кружевное соло, хотя в обрамлении угрожающих партий Дио оно вовсе не разряжает обстановку.
Все, следующее за этой песней, можно описать словами – шедевр на шедевре. "FallingOfTheEdgeOfTheWorld” – песня начинается традиционно, но голос Ронни, как бы еще не отойдя от предыдущего номера, звучит как-то взволнованно и тревожно. А когда вступают остальные инструменты, обращаешь внимание, что их звучание очень подошло бы для "TheDevilYouKnow” – настолько они устрашают и пугают. К счастью, когда песня ускоряется, все эти страшилки как-то смазываются, но впечатление чего-то неминуемого и страшноватого так и остаются до конца песни.
Скребущая гитара и звон органа вместе с призывными криками Дио продолжают прессинг предыдущей песни, жесткое тяжелое шествие сил тьмы – "FollowTheTears”. А Ронни будто читает проповедь по все той же «Черной библии» под ритмичную поступь остальных музыкантов и чьи-то подпевки (осмелюсь предположить, что бэк-вокал исполняют или Джизер, или Скотт Уоррен) в припеве. Густое глубокое оканье вокалиста между куплетами и шершавое язвительное соло Айомми вовсе не способствуют поднятию настроения песни.
Попугав слушателей, в награду тем, кто сумел вынести все это, Тони Айомми выдает кружевное и изумительное по своей проникновенности и трогательности, яркое и чувственное соло. Две минуты он осыпает нас каскадами сверкающих искрящихся нот, чтобы завершить все продолжительным вибрато, из которого под звон синтезатора вырывается зажигательный рифф, сменяющийся острыми трелями. Дио тоже будто воспрял, стряхнув с себя все те кошмары, которые сам же и исторгал из себя на протяжении предыдущих номеров, и чистым голосом выводит текст песни. В середине на нас опять обрушивается синтезаторный звон и протяжный и высокий вопль вокалиста – становится ясно, что все страхи и кошмары позади, а «умереть молодым» - это не страшно. А Айомми, как бы подтверждая эту фразу, подгоняет песню острым и звонким, стремительным соло.
Ронни рычит название следующего номера и – сами знаете что… Рифф, выбрирующие, дергающие за нервы звуки баса, мерное постукивание Эпписа, и вот уже все зртели повторяют за Ронни мелодию основного риффа. Голос Ронни парит высоко, а зрители во всю окают в промежутках между строк. А песня шагает и шагает своей размашистой поступью, будто осознавая свое величие. Рифф звучит все мощнее и мощнее, голос певца забирается все выше и выше. Далее описывать происходящее – нет смысла. Номер уже приобрел свой устоявшийся канонический вид, но, конечно же, не могут такие музыканты, как HEAVEN & HELLиграть его каждый вечер одинаково. Вот и тут появилась гулкая сольная партия Джизера, а соло Айомми местами приобретает какие-то писклявые оттенки, и все глубже и глубже въедается, ввинчивается в мозги. Как всегда, на этом шоу в средней части песни присутствует развернутое соло Тони Айомми и его музыкальная полемика с Джизером, как всегда, Ронни зверски хрипит слово "Desire!!!”, как всегда – все это присутствует, и все это по-новому. Меня поражает и удивляет следующий факт – никто из монстров рока, в 70-е радовавших нас 20-25 минутными импровизационными композициями на концертах, сейчас не рискуют делать этого. А вот HEAVEN & HELLрискуют, да нет – они просто делают это с уверенностью, с уверенностью в своей правоте, в том, что иначе исполнять этот номер просто невозможно. И они правы, черт возьми, "HeavenAndHell” – это величественный рок-гимн, и он сам ведет своих исполнителей своим собсмтвенным путем, и сам указывает им, куда в какой момент повернуть. И иначе нельзя – потому что это”HeavenAndHell” в исполнении HEAVEN & HELL!
Песня завершается еще небольшими песнопениями зрителей вместе с Ронни, а затем Айомми буквально атакует толпу бешеными партиями гитары, за которой, казалось бы, вокалисту не успеть, но это ведь Дио, и ему в этом тоже нет преград. И финал номера несется на всех парах, подгоняемый просто безумной ритм-секцией, чтобы в самом конце еще раз сбавить ритм и, демонстрируя величие и великолепие этого номера, оглушить слушателей своим заглавным риффом. И рев толпы (конечно же, сокращенный при записи) служит благодарностью музыкантам.
Последняя песня альбома – по сути, это выход на бис, и им, как уже заведено, стала ураганная "NeonKnight”, чье название, в несколько измененном виде, стало именем самого этого концертного альбома. Дио вновь орет, будто это не он только что в течение полутора часов выкладывался на сцене, Айомми во всю поливает зрителей скоростными трелями из своего Gibson-а. Быть может, такое я уже писал о других концертах, но так было всегда и, так и хочется написать, что так и будет всегда, но, на момент издания этого диска такая фраза, как это не печально, стала уже неуместной…
Бешеная гонка «Неоновых рыцарей», как обычно, завершилась цитатой из "HeavenAndHell” и – ВСЁ!
Совсем ВСЁ!!! К огромному сожалению….
1 The Mob Rules
2 Children of the Sea
3 I
4 Bible Black
5 Time Machine
6 Fear
7 Falling Off the Edge of the World
8 Follow The Tears
9 Die Young
10 Heaven and Hell
11 Neon Knights
Группы "HIM" - биография участников группы. Анкеты фанатов группы.
Энциклопедия украинских рок-групп. MP3-записи, фотографии и биографии украинских рок-исполнителей. Новости рок-музыки Украины.
Энциклопедия рок-групп Краснодара. Анкеты групп рокового направления, их биографии и песни.