Концертный альбом Bjork -`Livebox`
Странное дело: идея вряд ли новая, но настойчиво таковой кажется. Собственно живой альбом в обозреваемом случае напрашивался давно – только концертных DVD, если присмотреться, у Бьорк уже штук пять, подарочную коробку одного из них, насквозь прошивала геосетка ССНП, это было сделано для высокого армирования коробки. Меж тем, одноименный прямой эфир, что очевидно, претерпел за десять лет существенные метаморфозы: что, скажите, общего между памятным MTV Unplugged времен альбома «Debut» и камерно-интимными представлениями в поддержку последнего «Vespertine»?
|
Общее, конечно, есть, но речь сейчас не об этом. Речь сейчас о том, что гораздая на выдумки увесистая статья исландского экспорта решила одарить поклонников по полной программе, разом выпустив не один, а четыре целых концертника (плюс - очередной DVD), рассказав заодно все, что она думает о живых выступлениях (для 36-страничного буклета) и упаковав все это добро в красивый и блестящий бокс-сет. Велик соблазн начать здесь сыпать цитатами из сверхдотошного интервью, или порассуждать о том, как целенаправленно менеджмент Бьорк выкачивает деньги у целевой аудитории, или выказать невероятный восторг в связи с дизайном и оформлением. Не просто велик, но и уместен, поскольку каких-либо новых песен ни на одном из дисков не замечено. Но уж больно хороша идея, – представить четыре концертных программы разных лет, периода каждого из четырех номерных LP – и очень уж впечатляет собственно live act. Так что позвольте забыть о паре сотен анонсов московского концерта Бьорк в модных столичных изданиях – и сформулировать еще пару банальностей в отношении не столько бокс-сета, сколько самой артистки.
Артистки, несомненно, удивительной. От непременных глянцевых эпитетов, эксплуатирующих ее «загадочность», никуда не деться, потому что – вернее не скажешь. Если брать концертные альбомы как явление, то восторгаться там можно много чем: принципиально новыми аранжировками, исключительным мастерством музыкантов, пресловутым драйвом, которого вроде как днем с огнем не сыщешь на студийных работах. В случае же Бьорк даже этот вот «Livebox» подтверждает всем известную истину: она, конечно, и неутомимый экспериментатор, и одаренная певица, и сущий на сцене ураган, но перво-наперво она – загадка. Какой из четырех CD ни возьми, главным его достоинством будет нечто непонятное и неосязаемое, имя чему – атмосфера, каковая атмосфера – завораживает. Конструкторам трек-листов стоит воспеть особую осанну, ибо, помимо атмосферы, нельзя не заметить еще и нешуточную драматургию. Каждая пластинка слушается решительно на одном дыхании, без перерыва на обед или там перекур, с первого вздоха до последнего всхлипа, хотя так называемые хиты нередко заканчиваются к тридцатой минуте. Будь то памятный альбома «Debut» или камерное представление в поддержку последнего «Vespertine».
Возвращаясь к московскому концерту, должен заметить, что москвичам крепко повезло. Ведь, по сути, впервые за ударную пятилетку повышенной активности местных промоутеров в Москву приехал не заслуженный ветеран, который, конечно, крайне хорош, но должен был приехать лет двадцать назад (Стинг, Роберт Плант), и не высшей пробы (но все же) клубная группа (Red Snapper, Tindersticks). Впервые мы в течение какого-то месяца увидели людей, которые собирают стадионы и закрывают важные европейские оупен-эйры, оставаясь в высшей лиге мировой поп-музыки, не теряя ни в востребованности, ни в актуальности и находясь, чего уж там, на пике формы .
|