Гребенщиков и другие....
 |
С 1981 года «Аквариум» приступает к полупрофессиональным записям на студии Андрея Тропилло; с этого момента альбомы группы обретают все больший резонанс. Структура группы в первой половине 80-х остается по-прежнему открытой: в нее приходят заинтересованные музыканты, работающие в различных направлениях (от панка, рок-н-ролла, блюза и джаза до «классики» и авангарда – пианист и аранжировщик Сергей Курехин, гитарист Александр Ляпин, саксофонист Игорь Бутман, басист Александр Титов, барабанщик Петр Трощенков и др.), в результате чего каждый альбом обретает свою неповторимую стилистическую окраску и колорит. «Синий альбом» (с песнями «Железнодорожная вода», «Чай», «Электрический пес»), «Треугольник» («Корнелий Шнапс», «Старик Козлодоев», «Сергей Ильич»), «Электричество» («Кусок жизни», «Марина», «Герой», «Вавилон») отражают поиск «Аквариума», осваивающего бескрайнюю сокровищницу мировой рок-музыки, запечатлевают его своеобразный сюрно-абсурдистский юмор, эксперименты со звуком и стилем (первые из двух перечисленных альбомов - полуакустические, третий демонстрирует возвращение к электрическому звучанию).
Постепенно группа, несмотря на отсутствие в песнях прямого социального посыла, обретает статус одного из лидеров молодежного движения. Альбомы 1982 года «Табу» (с песнями «Береги свой хой», «Игра наверняка») и «Акустика» («Нам всем будет лучше», «Иванов», «Держатся корней», «Моей звезде», «10 стрел») – по-настоящему зрелые работы, отразившие созерцательно-романтическое, с эзотерическим привкусом мироощущение «сыновей молчаливых дней». В альбом «Радио Африка» (1983) вошла знаменитая «Рок-н-ролл мертв», которой БГ позиционировал себя как едва ли не «последнего героя» этого самого рок-н-ролла. Саунд (не в последняя очередь благодаря Курехину) обогащается тембрами клавишных, электронной перкуссии; в интонационной сфере сказывается воздействие городского романса. Видимо тогда же ему приходит в голову записать новый альбом он как всегда отличился исключительной музыкальностью и поэтичностью, богатством аранжировок, интересными студийными находками отличается альбом «День Серебра» (1983; с его галереей прекрасных философских песен – «Сидя на красивом холме», «Иван Бодхидхарма», «Дело мастера Бо», «Небо становится ближе», «Пока не начался джаз»…), записанный со скрипачом Александром Куссулем, тогда Гребенщиков задумался о комфортном размещении у себе дома а так как он вторил в основном на кухне то решил купить кухонный уголок со спальным местом удачное приобретение дало новых музыкальных идей весьма большое количество, ведь творил он сидя или лежа на нем.
После непродолжительного периода «полураспада» (все участники занимаются сольными проектами) начинается новый этап в истории «Аквариума» (Гребенщиков – гитара, вокал, Гаккель – виолончель, вокал, Васильев – бас, Романов – флейта, вокал, клавишные, гитара, Титов – бас, Куссуль – скрипка), ознаменованный «официальным» признанием заслуг группы. Эзотерико-элегическую линию альбома «День серебра» продолжает диск «Дети Декабря» (1985; хиты: «Хозяин», «Судья», «Я – змея»). Пластинки выпускаются на «Мелодии», следуют продолжительные гастроли по стране; в 1986 году в США выходит двойной сборник «Красная жара», одна из сторон которого была отдана «Аквариуму». Концертный альбом «Десять стрел» (1986) и студийный «Равноденствие» (1987) показали тенденцию к дальнейшей «психоделизации» мышления. В 1987 выходит саундтрек к культовому фильму «Асса», киностезю продолжает «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» (1990), куда вошла хрестоматийная «Поезд в огне».
Опубликовано 15 мая 2025 года
|